Производство, терминология, безопасность

Ремонт трубопровода на горном участке

В КТК уделяется первоочередное внимание техническому состоянию нефтепровода, его надежности. Большую роль здесь играет регулярное проведение внутритрубной диагностики и устранение выявленных дефектов

Автор: 

Радик Гайсин, менеджер по ЛЧ и АВР ООО «СТАРСТРОЙ» 

Рецензенты: 

Б.В. Забулдин, генеральный директор ООО «СТАРСТРОЙ» 

Алексей Прийма, главный менеджер по ТО ООО «СТАРСТРОЙ» 


В соответствии с внутренним регламентирующим документом (ВРД) КТК 09-09.14* «Правила технической эксплуатации нефтепроводной системы КТК» проводится периодическая внутритрубная диагностика (ВТД), по результатам которой формируются планы-графики устранения дефектов стенки магистрального нефтепровода (МН) Тенгиз — Новороссийск. Методы ремонта дефектов регламентируются документом ВРД КТК 32-12.13 «Регламент ремонта дефектов стенки трубы, сварочных стыков и изоляции на трубопроводах КТК». Этими документами руководствуется в своей работе подрядчик КТК — ООО «СТАРСТРОЙ».


ПРИРОДА ДЕФЕКТОВ 

В процессе эксплуатации в металле трубных секций и сварных соединениях по результатам внутритрубной диагностики выявляются наружные и внутренние дефекты, которые принято считать, в соответствии с действующими нормами, дефектами первоочередного ремонта (ПОР) и дефектами, подлежащими ремонту (ДПР). Природа дефектов различна. В основном это дефекты, связанные с воздействием коррозионно-активных сред, механические повреждения труб и сварных стыков, дефекты сварки, образовавшиеся при проведении сварочно-монтажных работ в период строительства трубопроводов.  

Предпочтение той или иной технологии ремонта специалисты отдают, исходя в первую очередь из технических характеристик ремонтной конструкции, простоты, производительности и технологичности ремонта. В каждом конкретном случае выбирается свой оптимальный метод ремонта. Важное место занимают технологии ремонта с помощью установки ремонтных конструкций, основными из которых являются муфты обжимные приварные, галтельные муфты, разрезные тройники, патрубки с усиливающими накладками, чопики. Ремонтные конструкции используют в тех случаях, когда использование других технологий неэффективно. Особых подходов требует ремонт, проводимый на горных участках нефтепроводной системы КТК. 



В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ 

Общая протяженность МН КТК — более 1500 км, трубопровод берет начало на Казахстанском месторождении Тенгиз и заканчивается в районе города Новороссийска. Протяженность горного участка, входящего в зону ответственности Западного региона (ЗР) КТК, составляет более 40 км — он начинается практически за НПС‑8 (1459-й км) и заканчивается береговыми сооружениями Морского терминала (1505-й км). 

Ремонт нефтепроводов в горных районах и районах с сильнопересеченным рельефом отличается значительной сложностью по сравнению с ремонтом на равнинной и слабопересеченной местности, зачастую он требует отдельного инженерного решения, которое отражается в проекте (плане) производства работ. Такие решения прорабатываются, согласовываются и принимаются совместно со специалистами по техническому обслуживанию линейной части ООО «СТАРСТРОЙ» и АО «КТК-Р» в Западном регионе, имеющими высокую квалификацию и большой опыт работ в структурах транспорта нефти и нефтепродуктов. Немаловажно отметить и отлаженное за годы совместной работы (а это уже практически 20 лет) четкое взаимодействие специалистов. 



ДО НАЧАЛА РАБОТ 

Горный рельеф требует выполнения работ на крутых подъемах и спусках. Часто встречаются уклоны такой крутизны, что работа машин на них оказывается невозможной. Горные дороги сложны резкими подъемами и поворотами, что создает значительные трудности в транспортировке грузов. Поэтому подготовительный период перед выполнением ремонтных работ в горных районах имеет особое значение, а сами работы в значительной мере отличаются от выполняемых в нормальных условиях. 

До начала работ специалисты ЗР КТК и ООО «СТАРСТРОЙ» подробно изучают особенности трассы в пределах каждого ремонтного участка. В процессе визуального обследования выясняют состояние грунтов, состояние трассы: выявляют оползневые участки, русла селевых потоков, ручьи (включая пересохшие), овраги, канавы, крутизну участка в месте проведения ремонтных работ и прилегающих участков с целью определения возможности передвижения техники, изучают степень покрытия почв растительностью, возможность организации стоянок техники и жилого городка, складирования материалов и вывозимого грунта. 

Одной из задач специалистов ООО «СТАРСТРОЙ» на стадии подготовки работ является максимальное снижение затрат АО «КТК-Р» при условии качественного выполнения всех мероприятий по ремонту трубопровода, с соблюдением правил безопасности, охраны труда и окружающей среды. 

По результатам внутритрубной диагностики с 2004 по 2019 год на горном участке линейной части МН было выполнено 14 ремонтов, преимущественно с установкой ремонтных конструкций П1 по композитно-муфтовой технологии. С разбивкой по годам это выглядит следующим образом (рисунок 1). 



В КОПИЛКУ ОПЫТА 

Самыми непростыми, на наш взгляд, были дефекты, устраненные при помощи установки составных муфт КМТ на 1473-м км и 1476-м км МН Тенгиз —Новороссийск в 2017 и 2018 годах соответственно. 

Выполнение ремонтных работ на 1473-м км было осложнено несколькими обстоятельствами. В связи со стесненными условиями, глубиной залегания нефтепровода более 7 м и углом уклона трубы более 10° необходимо было проведение существенного объема подготовительных работ. Предварительно перед формированием полки, на которой впоследствии была размещена землеройная техника, был сформирован одноколейный подъезд с меньшим углом наклона, что позволило обеспечить подъезд техники без необходимости ее якорения. Общий объем перемещенного грунта различных категорий в места временного хранения и обратно составил порядка 2000 куб. м. 

Отдельным существенным моментом, требующим решения при разработке и формировании ремонтного котлована, было постоянное подтопление места разработки котлована родниками и дождевыми водами. В довершение всего нефтепровод в месте выявленного дефекта опирался на скальную породу. Постоянное насыщение стенок котлована грунтовыми водами с течением времени неизбежно привело бы к их обрушению. Для решения этой проблемы была организована откачка поступающей воды из котлована мотопомпами в круглосуточном режиме. 

Удаление скальной породы под трубопроводом выполнялось как с применением ручного инструмента, так и с использованием гидромолота. После подготовки котлована, укрепления его стенок был выполнен ремонт дефектного участка с применением составной ремонтной конструкции П1. Для контроля за дальнейшим поведением трубопровода в условиях горной местности на него был установлен выносной маркер, по которому дважды в год ведется наблюдение за возможным перемещением этого участка трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях. 


Рисунок 2. Схема организации и производства работ на ППМН через р. Баканка


НА ПОДВОДНОМ ПЕРЕХОДЕ 

Ремонтные работы на 1476-м км нефтепровода на переходе МН через реку Баканку были уникальны самим местоположением дефекта. Он находился под основным руслом горной реки, которая в зависимости от времени года и погодных условий могла быть то полноводной и бурной, то практически безводной. 

Для исключения влияния данных факторов на график работ и с целью обеспечения безопасности персонала все работы было решено провести в мае — июне. Также было принято решение сформировать и обустроить обводное русло реки. 

Для максимального снижения поступления воды в ремонтный котлован в месте пересечения обводного русла реки с нефтепроводом дополнительно были установлены водонепроницаемые экраны. 

В ходе дальнейшего выполнения работ положительный эффект от этих подготовительных мероприятий стал очевиден. Тем не менее многочисленные подземные родники и грунтовые воды продолжали подтапливать котлован, что потребовало организации круглосуточной откачки воды мотопомпами как из ремонтного котлована, так и из заранее приготовленных перехватывающих приямков. 



Монтаж и сварка составной ремонтной конструкции — ответственный и трудоемкий процесс, но не менее важным этапом является обеспечение сохранности ремонтной конструкции от агрессивного коррозионного воздействия. Для антикоррозионной защиты ремонтной конструкции нефтепровода были применены современные изоляционные покрытия отечественного и зарубежного производства. 

В связи с тем, что изготовители антикоррозионных материалов постоянно совершенствуют производство и выпускают новые, все более качественные и надежные современные материалы, ремонтный персонал ООО «СТАРСТРОЙ» впервые столкнулся на этом объекте с новой технологией нанесения защитных покрытий. Для точного соблюдения технологии нанесения антикоррозионных покрытий было принято совместное решение специалистов АО «КТК-Р» и ООО «СТАРСТРОЙ» о необходимости обучения персонала ООО «СТАРСТРОЙ» нанесению данных покрытий. В результате работы были выполнены с соблюдением всех технологических требований, под контролем представителей производителей изоляционных материалов. 



По окончании работ горная река была возвращена в свое естественное русло. Для укрепления дна в месте прохождения нефтепровода с целью усиления его защиты после засыпки котлована были уложены гибкие бетонные плиты ПБЗГУ-405 (рисунок 2). 

В течение двух лет с даты выполнения ремонтов описанных дефектных мест нефтепровода были проведены приборные обследования на наличие повреждений нового изоляционного покрытия. В местах установки ремонтных конструкций не было выявлено каких-либо признаков негативных процессов. 



Активное участие, конструктивный подход, взаимопонимание специалистов Консорциума и ООО «СТАРСТРОЙ», таких как ведущий инженер КТК по эксплуатации нефтегазопроводов, заместитель регионального менеджера по производству, начальник АВП «Новороссийск», заместитель начальника управления — регионального менеджера по ТО и АВР Западного региона КТК, позволили выполнить все работы качественно и в установленные сроки. 

Плодотворное взаимодействие специалистов заказчика и подрядчика при выработке оптимальных решений позволяет ООО «СТАРСТРОЙ» надеяться на дальнейшее сотрудничество с АО «КТК-Р». 


Еще по теме:

По стандартам КТК В фокусе
По стандартам КТК
ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КТК ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЪЕКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ ПОДРЯДЧИКОВ КОНСОРЦИУМА
Узнать больше
В условиях действующего производства Новости нефтепровода
В условиях действующего производства
ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ КТК В РАМКАХ ПРОГРАММЫ УСТРАНЕНИЯ УЗКИХ МЕСТ (ПУУМ)
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.