КТК 25 лет

Сказка о непотерянном времени

Историю поддержки советских участников ралли Лондон - Мехико опубликовал один из акционеров КТК, концерн "Шелл"

В 1970 году «Шелл» поддержал команду СССР на одном из самых протяженных ралли в истории по маршруту Лондон-Мехико. Спустя полвека мы снова встретились с участниками автопробега

Много лет назад, во времена СССР, когда поездки за границу казались ещё более невероятными, чем сейчас, произошло событие, которое позволило объединить людей и страны, между которыми, как тогда казалось, было так мало общего. Этим событием стал один из самых протяженных автопробегов в истории, прошедший в 1970 году.

Ралли-марафон Лондон-Мехико, приуроченный к розыгрышу Кубка Мира по футболу, был организован Королевским Автомобильным Клубом и Ассоциацией Автоспорта Великобритании, а спонсором стала британская газета «Дейли Миррор». Маршрут стартовал на стадионе «Уэмбли», в Лондоне, проходил по двум десяткам западноевропейских, восточноевропейских и южноамериканских стран, и заканчивался на стадионе «Ацтека» в столице Мексики, Мехико-Сити. Протяженность маршрута даже спустя полвека поражает воображение и составила почти двадцать шесть тысяч километров. Для ралли потребовались два судна, одно, чтобы перевезти автомобили участников из Лиссабона в Рио-де-Жанейро через Атлантику, и второе – для транспортировки из Колумбии в Панаму через Панамский канал. Организаторы ралли на славу постарались, чтобы оно не было легким.

Весной 1970 года около сотни автомобилей начали пробег. Из-за сложности маршрута большинство участников не стали рисковать и заявили на него серийные модели с небольшими модификациями. Тем не менее разнообразие авто было впечатляющим. Роллс-ройсы соревновались с джипами, мерседесами, датсунами, и множеством других марок. Например, москвичами.


Да, советский «Автоэкспорт», единственный поставщик автомобилей из СССР на мировой рынок, тоже принял решение поучаствовать в марафоне, и выставил пять команд на седанах «Москвич-412».

За несколько дней до начала пробега выяснилось, что «Автоэкспорт» каким-то образом не заключил соглашения с официальным поставщиком топлива и масел - компанией «Кастрол». Этот контракт требовалось подписать за два месяца до ралли. Срочные переговоры не дали никаких результатов, сославшись на сжатые сроки, в «Кастрол» порекомендовали найти другого партнера.

И такой партнер нашелся. Им стал концерн «Шелл». Мы действовали с невообразимой скоростью - в тот же день представители советской команды получили пакет наклеек с символикой «Шелл» и заверения в том, что на все заправочные станции по всему маршруту ралли – на двух континентах! - будут разосланы инструкции оказывать всяческую поддержку спортсменам на Москвичах. Как потом вспоминали члены советской команды, ни на одной из станций не возникло никаких вопросов к советским экипажам, все работы делались быстро и качественно, а зачастую и бесплатно. На протяжении всего маршрута советские спортсмены использовали моторное масло и топливо «Шелл».


Из почти ста стартовавших в Лондоне машин закончить маршрут в Мехико-Сити удалось лишь 23 экипажам. Среди них – три «Москвича-412». Сочетание технологий «Шелл» и советских навыков и умений привело к блестящим результатам тогда... так же, как и сегодня, ярким доказательством чего продолжают оставаться наши совместные предприятия в России.

Полвека спустя, весной 2020 года, Российская Автомобильная Федерация запланировала устроить памятную юбилейную встречу с участниками этого ралли. Но вмешался КОВИД-19, и мероприятие пришлось перенести. И в канун нового 2022 года оно все-таки состоялось. К огромному сожалению, сегодня из 14 участников ралли в живых осталось только двое – Юрий Иванович Лесовский, заслуженный мастер спорта, чемпион СССР по ралли, обладатель нескольких рекордов скорости, участник не только ралли Лондон-Мехико, но и марафона Лондон-Сидней, а также других знаменитых ралли, таких как «Монте-Карло», «Тур Европы», «1000 озер», «Акрополис», и Александр Николаевич Сафонов, мастер спорта международного класса, четырехкратный чемпион СССР, титулованный картингист, первым из советских автоспортсменов выигравший Кубок дружбы соцстран в личном зачете, а затем повторивший этот успех, многократный обладатель серебряных и бронзовых медалей.

Александр Николаевич Сафонов и Марк Семенович Подольский


Мы поздравили Александра Николаевича и Юрия Ивановича, передали им памятные сувениры и вручили Почетные грамоты концерна «Шелл» за вклад в развитие автоспорта и популяризацию нашей продукции.

«Очень приятно было сейчас пообщаться с представителями «Шелл», сказал Александр Николаевич. - Тогда, во время марафона, мы ощущали поддержку «Шелл»: нас обеспечивали бензином, маслом, все было организованно. И все это было сделано быстро, в последний момент, когда для нас был риск остаться вообще без заправок и без масла. Надо сказать, что для нас, людей того времени, это было в диковинку - такого сервиса у нас не было. Нас обеспечили бесплатно, по сути, в обмен на рекламные наклейки на кузовах машин. Большое спасибо «Шелл» за помощь и поддержку».

Время летит быстро... за половину столетия меняется многое. На карте мира появляются новые страны. Идеологические барьеры рушатся. Двигатели внутреннего сгорания начинают уступать место электрическим.

Но есть то, что не должно меняться. Желание строить мосты между людьми. Высочайшее качество продуктов и услуг. Способность быстро принять решение и воспользоваться благоприятной возможностью. Давайте же постараемся пронести это неизменным сквозь десятилетия.

Юрий Иванович Лесовский

Оригинал статьи на сайте Shell
Проголосовало: 0

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.