КТК 25 лет

Ударными темпами

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В США ПРОИЗОШЕЛ БУМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА. ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ ОБЕСПЕЧИВАЛИСЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ, СТРЕМИТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

Если в 1914 году в США насчитывалось 14 тыс. км магистральных нефтепроводов, то в 1925 их было уже 70 тыс. км, в 1933-м –180 тыс. км. В год по ним перекачивалось 190 млн м3 нефти и бензина.

До 1930-х годов в США преобладали трубопроводы диаметром до 200 мм. Такой относительно небольшой диаметр объяснялся тем, что, как правило, на месторождениях разработку вели несколько компаний и каждая из них для транспорта углеводородов могла использовать только собственную инфраструктуру.

На рубеже 1920-1930-х годов в Новом свете завершился переход от стальных артерий, состоявших из труб, соединенных резьбовыми муфтами, к полностью сварным трубопроводным системам. Если старые свинченные трубопроводы переносили на новое место, то концы труб обрезали, и стыки соединяли уже при помощи сварки. Этот же период отмечен технической революцией в силовых установках: дизельные двигатели пришли на смену паровым машинам. Последние продолжали использовать лишь в штате Калифорния, где они участвовали и в подогреве перекачиваемой нефти.



В 1930 году нефтепроводчики США получили на вооружение первые центробежные насосы, начав быстрый процесс перехода от плунжерных. Кстати, этот год стал и временем старта массового строительства нефтепродуктопроводов. За ближайшую «пятилетку» американцы проложат 8,5 тыс. км трубопроводов диаметрами от 150 до 200 мм для светлых нефтепродуктов.

К середине 1930-х годов в сфере трубопроводного транспорта было занято почти 25 тыс. человек. Штат среднестатистической НПС состоял из механика (он же выполнял функции начальника станции), трех машинистов, трех смазчиков и трех замерщиков.

Темпы создания объектов трубопроводного транспорта в США в то время хорошо иллюстрирует история строительства крупного нефтепродуктопровода Больших озер. Магистраль протяженностью почти 2 тыс. км, соединившая Талсу и Миннеаполис и имевшая отводы до Омахи и Чикаго, была завершена в ноябре 1931 года. Причем с начала изысканий прошло чуть больше года. Что обеспечило такую скорость?

Во-первых, при исследовании будущей трассы активно применялась аэрофотосъемка. Опыт показывал, что привлечение авиации сокращало сроки изысканий на несколько месяцев и позволяло «спрямить» трассу в среднем на 1,5 км из каждых ста. В свою очередь, уменьшение протяженности трубопровода, применяемых материалов и объема строительных работ с лихвой окупали расходы на аэрофотосъемку. Особый эффект применение авиации давало в условиях сильно пересеченной и горной местности.



Во-вторых, высокие темпы строительства подкреплялись широким использованием тяжелой техники, паровых машин и других механизмов. Соединение труб выполнялось при помощи газовой сварки, причем для одного шва на трубопроводе диаметром 150 мм в среднем требовалось 22 минуты, на трубопроводе диаметром 100 мм – 16 минут.

За рекордные четыре месяца в 1930-х годах был построен 640-километровый нефтепровод в районе техасского порта Инглсайд. В его сооружении было занято 1,3 тыс. человек. Строители израсходовали 400 тонн динамита при прокладке траншей в скальных участках. Потребовалось применение значительного количества пневматических установок.

Во второй половине 1930-х годов газовую сменила электрическая сварка. А к концу 1930-х годов в США распространился метод сварки под флюсом. Он существенно повысил качество сварочного процесса и надежность формирования шва. Прогресс в этой области позволил полностью перейти на потолочный способ, требующий меньше оборудования и персонала. Вся укладочная партия стала состоять из руководителя, четырех рабочих, двух трактористов, двух сварщиков и их помощников. В свою очередь, компактность места проведения работ повысила качество надзора над строительством. Совершенствование сварки сделало возможным применение более прочных сортов стали для труб, уменьшая толщину их стенок.



Прогресс в технологиях сооружения трубопроводов наглядно виден на сравнении строительства калифорнийских нефтепроводов Калиола – Мартинес и Бейкерсфилд – Мартинес около Сан-Франциско. Первый протяженностью 270 км прокладывали в 1914 году за 10 месяцев. Второй при почти в два раза большей длине (500 км) завершили в 1937 году всего за три месяца.

Материалы, использованные при подготовке публикации:

Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н., Сощенко А.Е., Макаренко О.А. Развитие мировой системы нефтепроводного транспорта. – М.: ООО «Издательский дом Недра», 2018


Проголосовало: 0

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.