КТК 25 лет

Поздравляем с Днем трубопроводных войск, впервые отмечаемом в России 14 января 2022 года!

В мае 1980 года советские трубопроводные войска в Афганистане получили приказ о развертывании трубопровода Хайратон - Пули-Хумри. За ним последовали другие магистрали - всего более 900 км.

Автор: Павел Кретов

РОВНО 40 ЛЕТ НАЗАД К СЛУЖБЕ В АФГАНИСТАНЕ ПРИСТУПИЛИ СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ТРУБОПРОВОДЧИКИ. ЭТОТ ПЕРИОД СТАЛ СЕРЬЕЗНЫМ ИСПЫТАНИЕМ НА МУЖЕСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЛЯ БОЙЦОВ, ПРОЛОЖИВШИХ И ЭКСПЛУАТИРОВАВШИХ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ 1,2 ТЫС КМ ТРУБОПРОВОДОВ. 


ФОРСИРОВАНИЕ «БЕШЕННОЙ РЕКИ» 

Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) был введен в Демократическую Республику Афганистан в декабре 1979 года и сразу же приступил к активному выполнению боевых задач. Первые месяцы поставки горюче-смазочных материалов в войска осуществлялись при помощи автоцистерн. Самым узким местом в этой логистической схеме был понтонный мост через реку Амударья. Встречное движение колон войск и техники приводило к постоянным заторам. 

В начале января 1980 года на границу направили оперативную группу Центрального управления снабжения горючим Минобороны СССР. Изучив ситуацию на месте, специалисты предложили развернуть склады горючего на кабульском направлении в районе узбекского Термеза и афганского Хайратона и соединить их линиями топливопровода, проходящими через пограничную реку. Уже в 20-х числах января военные трубопроводчики приступили к выполнению поставленной задачи. 

Преодолевать Амударью, название которой переводится как «бешенная река», оказалось непросто. Постоянно меняющееся русло, ширина - до 1,5 км, глубина – 4 м, скорость течения – до 4,5 м/с. И тем не менее еще до конца января первые тонны топлива поступили по стальной магистрали на территорию Афганистана. Сооружение подводного перехода через Амударью стало отправной точкой для использования полевых трубопроводов при снабжении частей ОКСВ. 



УЩЕЛЬЕ ПУЛИ-ХУМРИ 

Для активной работы ОКСВ требовалось ежемесячно доставлять около 800 тыс. тонн нефтепродуктов. В сложных климатических и дорожных условиях только автомобильным батальонам выполнить эту задачу было не под силу. Расчеты показывали: для бесперебойной доставки каждой тысячи тонн ГСМ необходимо было задействовать автоцистерны общей грузоподъемностью 6-8 тыс. тонн.  

Поэтому в мае 1980 года советские военные трубопроводчики  получили приказ о развертывании полевого магистрального трубопровода диаметром 150 мм и протяженностью 254 км от Хайратона до Пули-Хумри. Эта задача была выполнена за 10 дней. Трубопровод пересекал 6 автомобильных шоссе с твердым покрытием и 28 грунтовых дорог и проходил по ущелью Пули-Хумри протяженностью 24 км, а также преодолевал горный перевал на высоте 1450 м. 

В середине 1980 года трубопроводно-складская система ОКСВ состояла из окружного склада горючего в Термезе, трех линий трубопровода, пересекающих Амударью, отделения окружного склада в Хайратоне, магистральной линии трубопровода с двумя промежуточными резервуарными группами, а также армейского склада горючего в Пули-Хумри. 

Трубопроводная система не была статичной, она постоянно развивалась, совершенствовались ее технологические схемы, к проложенным трубопроводным линиям подключались дополнительные резервуарные группы, стационарные и полевые склады. В конце 1981 года Хайратон и Пули-Хумри соединила  вторая линия полевого магистрального трубопровода диаметром 100 мм. 



ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ САЛАНГ  

В 1982 году авиачасти, размещенные в Баграме, доложили командованию о дефиците топлива на складах горючего. Причин было две: с одной стороны, боевую авиацию стали более широко привлекать для поддержки крупных войсковых операций, с другой – активизация вылазок боевиков на афганские шоссе привела к необходимости масштабного применения воздушных транспортников, расход горючего которых был особенно велик. Поэтому военным трубопроводчикам поставили новую задачу - расширить трубопроводную систему на кабульском направлении до аэропорта в Баграме. 

Первую линию полевого трубопровода диаметром 100 мм Пули-Хумри – Баграм развернули в августе 1982 года. Этот участок протяженностью 184 км проходил по чрезвычайно сложной местности - через главный хребет Гиндукуша, по крутым склонам, в условиях разряженного воздуха.  

Наиболее сложной задачей оказалось преодоление перевала Саланг. Сквозь горную гряду здесь проходит тоннель на отметке 3368 м над уровнем моря. Чтобы обезопасить трубопровод от камнепадов и лавин его смонтировали прямо в тоннеле, защитив бетонными лотками от случайных наездов военной техники. 

Проложенный в августе 1982 года трубопровод обеспечил подачу авиакеросина на развернутый в Баграме армейский склад горючего ОКСВ, а также на аэродромный склад вооруженных сил Афганистана. Уже в первые месяцы работы он не только покрыл постоянно растущую текущую потребность, но и позволил накапливать топливо. 

К концу 1984 года работа по развертыванию полевых магистральных трубопроводов в кабульском направлении была полностью завершена. Их общая протяженность составила более 900 км. 



НА ГЕРАТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ 

Параллельно с сооружением трубопроводной системы в сторону Кабула, аналогичная работа, хотя и в меньшем масштабе, велась на гератском направлении. В мае  1980 года через реку Кушка был проложен подводный переход трубопровода из трех линий протяженностью по 10 км каждая. Благодаря равнинному рельефу местности, пологим берегам и небольшой,  15-20 м, ширине реки, его сооружение не было таким сложным как преодоление Амударьи. 

В декабре 1984 года началось развертывание трубопровода по маршруту Турагунди – Герат – Джамжаран (район Шинданда). Стальная артерия протяженностью 240 км преодолевала четыре горных перевала, вдоль трассы находилось три крупных и около 30 небольших населенных пунктов. Во избежание повреждения трубопровода в результате терактов моджахедов участок трубопровода протяженностью 12 км проходил непосредственно через г. Герат. 

Об окончании сооружения трубопровода военные трубопроводчики доложили через 10 суток. На нем было установлено 22 насосных станции и три промежуточных резервуарных группы. Как и на кабульском направлении, насосные станции монтировались только вблизи расположений мотострелковых и танковых частей. 

Первоначально по трубопроводу планировалось подавать только авиационный керосин, однако позже стали последовательно перекачивать дизельное топливо и небольшие партии автомобильного бензина. 

К началу 1985 года на гератском направлении была создана система полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью почти 300 км. В ее состав вошли окружной склад горючего в городе Кушка, склад перевалочной базы в Турагунде, армейский склад в Шинданде и два аэродромных склада нефтепродуктов.   

Перекачка горючего по трубопроводам продолжалась до последних дней пребывания частей ОКСВ в Афганистане, которые были выведены 15 февраля 1989 года. За девять лет службы в Афганистане советские военные трубопроводчики приобрели бесценный опыт длительной эксплуатации полевых магистральных трубопроводов большой протяженности. 


По материалам книги «Служба горючего в Афганской войне». – М.: Ветераны-пенсионеры Службы горючего ВС РФ, 2009     

 

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.