КТК 25 лет

ЛЮДИ, МИР ВОКРУГ НАС

Жизнь под парусом

В сентябрьском номере "Панорамы КТК" заместитель Менеджера Казначейства АО "КТК-Р" Светлана Ларина делится впечатлениями о летнем походе на фрегате "Паллада"

«НИГДЕ ЧЕЛОВЕК НЕ БЫВАЕТ ТАК ЖАЛОК, ДЕРЗОК И ПО ВРЕМЕНАМ ТАК ВНЕЗАПНО СЧАСТЛИВ, КАК В МОРЕ», — НАБЛЮДЕНИЕ, КОТОРОЕ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИВАН ГОНЧАРОВ СДЕЛАЛ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕДИЦИИ НА ВОЕННОМ ПАРУСНОМ КОРАБЛЕ «ПАЛЛАДА» В 1855 ГОДУ. ИМЕННО ЭТО ОЩУЩЕНИЕ МНЕ УДАЛОСЬ ИСПЫТАТЬ МИНУВШИМ ЛЕТОМ, ОКАЗАВШИСЬ НА БОРТУ НОВОЙ «ПАЛЛАДЫ»

20 июня 2021 года трехмачтовый учебный парусник «Паллада» под гудки судового тифона отшвартовался от причала порта Владивосток, имея на борту 14 практикантов, в число которых посчастливилось попасть и мне. Переход, посвященный 280-летию Камчатской экспедиции Витуса Беринга, планировал поднять фрегат высоко в ледяные поля Тихого океана. Маршрут первого этапа экспедиции, в котором я приняла участие, проложен был водами Японского моря до острова Сахалин, далее Охотским морем с юга на север вдоль Курильской гряды с выходом в Тихий океан до берегов Камчатки. 




Парусным спортом я увлекаюсь со студенчества и прошла практику на самых разных классах яхт: от «Лазера» (гоночный одноместный швертбот), до барка «Крузенштерн» (четырехмачтовый парусник, способный взять на борт до 220 человек). Экспедиция «Берингия-2021» была мне особенно интересна, в первую очередь из-за географии маршрута и возможности перенять опыт моряков, которые участвовали во множестве учебных походов, а в 2020 году совершили кругосветное путешествие в честь открытия Антарктиды. «1638 морские мили» - такой записью, подтвержденной печатью капитана «Паллады» Николая Кузьмича Зорченко, пополнился мой лог-бук яхтсмена. 


Где можно встретить столько людей «на одной волне», как не в морских приключениях? Происходящее на борту род парусами вдали от берегов – это всегда концентрат эмоций и событий. Пространство огромно, хотя свобода перемещений ограничена габаритами палубы. Время отмеряно рындой, но его неожиданно много, поскольку сетевой серфинг нереален: связи нет никакой.

Водная пустыня, встающие из тумана острова-вулканы, холодные течения, которые снижают летнюю жару до плюс десяти. Невероятной красоты закаты, киты и косатки в фотографической близости. Чайки, парящие над мачтами в потоках ветра из-под парусов, мерцающий звездами планктон – и другие подарки глазам путешественников. Всем, кто привык к заоконному виду на брандмауэр и давно стер границу рабочего и личного времени, поминутно проверяя корпоративную почту - настоятельно рекомендована подобная перезагрузка.



Условия на корабле довольно аскетичны, но все мы всходили на борт, сознательно оставив свои регалии и заслуги на причале. Не смущало ни проживание в 12-местных кубриках, ни четырехразовое питание в курсантской столовой, далекое от критериев ЗОЖ. Режим нас ждал жесткий и выверенный: подъем в полседьмого, зарядка с пробежкой, в полвосьмого завтрак. В восемь построение на подъем государственного флага, после – плановые работы и постижение премудростей морской жизни.

Главное на борту – это живое общение и атмосфера, которую создают все: от опытного капитана, до впервые попавшего на парусник практиканта. Все «тяготы и лишения» меркнут на фоне ощущений, которые получаешь от участия в парусных авралах, когда по под руководством боцманов мачт происходит брасопка (разворачивание реев), постановка или укатка парусов. Отдельное приключение в таких авралах – подняться на салинг мачты (площадка примерно посередине, то есть 25 метров от палубы), чтобы послушать шум ветра и увидеть утопающие в дымке берега Курил.



Участие в прокладке курса под руководством старпомов, определение местоположения по звездам и пеленг объектов в дневное время. Уроки за штурвалом, когда необходимо выдерживать определенный курс и закладывать нужный угол поворота. Лекции в учебном классе о парусном вооружении, рангоуте и такелаже, вязание узлов в непринужденной обстановке парусной мастерской под байки о походах бывалых моряков, творческие посиделки под гитару на корме, традиционное чаепитие с капитаном, душевные разговоры в кают-компании, рыбалка на рейде – каждый наш день на борту был насыщен по максимуму.

Все мы, практиканты, шли в надежде на шторм и ветер, но море было спокойным, максимальный крен на волне не превышал 20 градусов. Несмотря на то, что нам не грозило отведать настоящих штормов и непогоды, вопросам безопасности на судне уделялось довольно много времени. Опытные мореплаватели читали нам лекции по выживанию на воде, проводили учебные тревоги по покиданию судна, пожаротушению и тренировки по спасению, как людей, так и самого корабля.



В условиях изменившихся правил перемещения по планете лучшего выбора, чем изоляция в море под парусами представить, на мой взгляд, сложно. Такой отпуск оставляет послевкусие дружеской обстановки и новые записи в телефонной книжке. Теперь мы – практиканты - снова и снова будем встречаться на берегу, а путешествие на «Палладе» станет крепким фундаментом нашей дружбы.


Справка:

«Паллада» — учебный фрегат (трехмачтовое судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989 году. Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота, который в 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель И. А. Гончаров (Принц Лень, как тогда называли современники автора романа «Обломов»).

Водоизмещение: 2284 т

Длина: 108,6 м

Ширина: 14 м

Высота борта: 10 м

Осадка: 6,6 м

Высота мачт: 49,5 м

Число парусов: 26

Площадь парусов: 2771 м2

Силовая установка: дизель 2×419 кВт

Автономность плавания: 30 сут.

Скорость: 10 у. под машиной

18,7 у. под парусами

Максимальное количество человек на борту: 199



ЭПИЛОГ

Для многих экспедиция еще не закончилась - на борту остались наши практиканты, которые в режиме доступа связи делятся тем, что видят. Вот, например, сообщение от 26 августа:

«Паллада» возвращается домой. Финишная прямая на Владивосток. А я поведаю о кульминации похода. Ведь недаром дали ему название «Берингия», то есть в честь экспедиции Беринга, состоявшейся 280 лет назад, во время которой он открыл Америку со стороны Тихого океана. И умер командор в том же 1741 году на острове, который носит его имя. Поэтому не побывать «палладовцам» на острове Беринга - все равно что съездить в Тулу и не попить там чаю из самовара с тульскими пряниками. Со второй попытки нам удалось ступить на этот остров. Первая попытка не увенчалась успехом, потому что было сильное волнение на море, а ведь вторая группа так рвалась сойти на берег. Там были геологини, которые в заповеднике на острове всем позвонили, обо всем договорились и ждали наготове с геологическими молотками, что их повезут на могилу Беринга за 70 км от села Никольского и они смогут пособирать агаты в агатовой бухте. Но море не унималось. И «Паллада» увезла их дальше на север. И на берег сошла четвертая группа уже на обратном пути. Ей повезло. Был штиль. Этим штилем мы наслаждались уже два дня до того, находясь в дрейфе за 35 миль до острова Беринга. Поскольку акватория вокруг острова тоже заповедная, то и косатки, дельфины, каланы наслаждаются там безопасностью, резвятся и играют в море - просто загляденье! Так быстро, как они выпрыгивают из воды, не реагирует палец на затворе камеры. На память остается только хвост на фото.



Так вот, встаем мы на якорь перед Никольским и ожидаем лодку. Все уже привыкли к лоцманским буксирным катерам, а тут идет надувная лодка. Мы думаем, рыбаки проверяют сети. А они подходят к нам и говорят, что могут взять с собой четверых. Опять шторм-трап и такой длинный. Естественно, на берег за три рейса сошли все практиканты и командный состав. Вот так 12 человек представляли «Палладу» на берегу. А встречали нас глава района и замгубернатора. В этот район с красивым названием Алеутский входят два острова - Беринга и Медный - с одним селом Никольское, в котором проживает порядка 700 человек. Такие подробности узнаешь только на месте. По селу ездят на внедорожниках, есть там два полицейских: участковый и его начальник. Есть краеведческий музей, но он на ремонте, и целых шесть памятников, три внизу у моря и три перед зданием администрации. Из них четыре монумента посвящены Берингу и его экспедиции. А вот на его командора мы так и не попали. Как и везде, где мы причаливали, от «Паллады» возложили венок. В ходе необычной экскурсии-презентации с песнями под гитару мы узнали новые подрбности об экспедиции Беринга и о тех, кого здесь называют называют алеутами. Вот такой вот урок по истории и географии здешних мест. Капитан нам позволил остаться на острове до 19 часов, а сам вернулся на «Палладу». Мы обошли все пять магазинов, купили черного хлеба и магнитики в центре заповедника, посидели на веселеньких детских площадках, отправили открытки на почте, поднялись на сопку и посмотрели на село и море с птичьего полета. На берегу есть прекрасный пляж, но он абсолютно пуст, что неудивительно: температура воды +8 градусов. 


Настоящей жемчужиной острова считается Сергей Посенюк - художник-график, писатель, краевед, увлекательный рассказчик, яхтсмен, в одиночку прошедший под парусом от Камчатки до Аляски. Свой дачный домик и сарай он превратил в музей. На стенах - портреты алеутов и картины из жизни острова, находки с побережья и всякая всячина. Мы купили несколько его книг - читаются залпом.

После первого посещения Командорских островов можно сказать: пусть здесь веют шквалистые ветра и летом ходишь в теплой куртке, но разнотравье и разноцветье не хуже средней полосы, а морская живность просто умиляет.


Проголосовало: 2

Еще по теме:

В Новороссийск прибыл парусник Вокруг нас
В Новороссийск прибыл парусник "Крузенштерн"
Информационные источники Краснодарского края сообщают о прибытии в порт Новороссийска барка "Крузенштерн"
Узнать больше
На вершинах Эльбруса Вокруг нас
На вершинах Эльбруса
В марте 2015-го я стала невольным свидетелем разговора двух горнолыжников на подъемнике на урале, под магнитогорском.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.