Где-то автосообщение между регионами присутствия КТК- вполне обычное дело, а где-то и весьма экзотическое. Например, из Москвы в Новороссийск, куда мне выпало съездить в июне прошлого года.
Примерно полторы тысячи километров - это и длина нашего трубопровода, и расстояние от Москвы до Новороссийска по федеральному шоссе М4 «Дон». Нефть проходит это расстояние за 10 суток, мой «паджеро-спорт» - за 17 часов. Вообще-то я ехал в Сочи, а в Новороссийск свернул по пути, чтобы забрать документы с оказией.
На юге темнеет рано даже летом, поэтому выезжать из Москвы лучше на рассвете, чтобы уложиться в световой день. Однако, когда сворачиваешь с МКАД на М4, несмотря на ранний час уже светит яркое солнце. Проезд по федеральной трассе платный и от Москвы до Новороссийска обойдется примерно в три тысячи рублей или на треть дешевле, если путешествовать ночью. Но лучше днем и ближе к Ростовской области становится ясно, почему.
Изначально качество дорожного покрытия и остальной инфраструктуры платного федерального шоссе вызывает исключительно положительные ощущения. Время летнее, границы на замке из-за пандемии (напомним, что дело происходит прошлым летом – прим. Ред.), поэтому на юг стремится немало попутных машин практически всех марок с семейными экипажами. Некоторые тащат на прицепах катера и гидроциклы, у большинства на крышах установлены аэродинамические багажники. Судя по номерам, едут не только из Москвы, но также из Твери и даже Санкт-Петербурга.
Опыт показывает, что наиболее рациональная скорость на всех участках маршрута – максимально разрешенные на М4 110 км/ч. Расход трехлитрового дизеля при этом не превышает девяти литров на 100 км, 60-литровый топливный бак требует в пути всего лишь двух дозаправок. Первая их них производится в Верхнем Мамоне (село в Воронежской области), на «проверенной» АЗС. Как показывает практика, не все станции, даже брендированные и в названии заканчивающиеся на «…нефть», одинаково полезны. Позади остались красивый длинный мост через Оку, живописные поля с храмами, перелесками и посевами, поворот на Куликово поле.
На редких остановках ветровое стекло приходится дополнительно чистить от насекомых, боковые зеркала давно превратились в инсект-кладбища. Жара усиливается и по обочинам встает все больше машин с открытыми капотами. У драгрейсеров, кстати, можно позаимствовать полезный лайфхак: чтобы в жару не перегревался двигатель и кондиционер справлялся с охлаждением салона, нужно на остановках опрыскивать радиаторную решетку водой из садового распылителя, не выключая при этом вентиляцию.
Мой личный рецепт выдержать 17 часов без приступов сонливости – никаких обедов в дороге, только кофе и соленые снеки. Внимание, как и было сказано выше, понадобится в Ростовской области, где асфальт от жары становится «резиновым» и ощутимо колейным. Местность здесь аграрная и слева из-под решетчатого отбойника может запросто выскочить какая-нибудь колобаха, а справа край дороги готов внезапно превратиться в грунтовый размыв. Внедорожник с его клиренсом такие сюрпризы легко выдерживает, а для легковой машины путешествие может завершиться прямо здесь.
В Ростове перед двухполосным Аксайским мостом предсказуемо возникает «пробка». За бортом плюс 40 по Цельсию, кондиционер на холостом ходу со всем этим уже не вполне справляется.
Чем ближе к завершающей точке маршрута, тем больше встречается ветряных электростанций и дежурящих на обочине машин ДПС. Как-то мы отвыкли от этих разъездов в последние годы и здесь словно бы возвращаешься в «докамерное» прошлое. Черный – довольно непрактичный цвет для автомобиля, но он неожиданно дает интересный побочный эффект в сочетании со случайно мне доставшимися «красивыми» номерами. Номера московские, цвет служебный, почему не предупредили, а не проверка ли это – читается в глазах под фуражками и меня ни разу не останавливают.
Черноморское побережье Кавказа встречает второй дозаправкой в Джубге. Далее в обе стороны – направо в Новороссийск и налево в Сочи – ведут горные «серпантины». В наступающих сиреневых сумерках они особенно красивы, но и требуют при этом повышенного внимания за рулем. Видимо из-за большой амплитуды от дневной жары к ночной прохладе низины заполняет мистически плотный туман. Дорога на Кавказ, вдохновлявшая и Пушкина, и Лермонтова, подходит к своему завершению. Современный поэт преодолеет маршрут значительно быстрее, но впечатлений также будет достаточно.
Еще по теме: