Для того, чтобы чувствовать себя за рулем в безопасности, мало пристегиваться и менять по сезону резину. Есть еще ряд нюансов, которые важно учитывать
Риски на дорогах можно условно разделить на собственные и внешние. Первые создаем мы сами, к примеру, нарушая установленные для данного участка скоростные ограничения.
Внешние риски для водителя – это не только возможность ослепления дальним светом фар встречной машины. Каким бы безупречным и долгим ни был ваш водительский стаж, легким движением руля или одной из педалей сосед по потоку может все «поправить». Чтобы заранее просчитать подобную ситуацию, целесообразно ознакомиться с исследованием, которое «гуляет» по интернету уже не первый десяток лет.
Автора идентифицировать не удалось, однако соотечественника в нем выдают термины «иномарка», «ГАИ» и «автоподстава». Вниманию читателей предлагаются четыре психотипа водителей по аналогии с мушкетерами Дюма-отца и таким же количеством человеческих темпераментов по Карлу Густаву Юнгу.
Арамис: обыватель-меланхолик
Психотип составляет примерно 70-75% от общего контингента автомобилистов всех возрастов. Образ Арамиса уместен, поскольку именно он постоянно терял компрометирующие платки, отличался задумчивостью и мечтал о сане священника, дабы отрешиться от мирской суеты.
Привыкший откладывать дела на завтра, а лучше и совсем их избегать, консерватор-Арамис не любит и не умеет принимать решения, легко поддается влиянию «авторитетов» и СМИ. Отношение к автомобилю: склонность к «очеловечиванию». Машину Арамис украшает аксессуарами или игрушками, подсознательно совершая своего рода жертвоприношение. Автомобиль обычно чист, но не всегда полностью исправен: не горит какая-либо лампочка, потертости на кузове и дисках. Техническое устройство автомобиля, как и ПДД, Арамис знает весьма поверхностно. Характерный маркер психотипа — кроссовер с непрозрачным задним стеклом, поскольку владелец забыл или не ведает, как туда заливать омыватель.
Манера управления опасно-невнимательная. На перекрестках от Арамиса можно ждать сюрпризов: внезапных поворотов из среднего ряда без включения сигналов. Не соотносит свою скорость с потоком, внезапно тормозит без видимых причин.
На месте аварии чувствует себя неуверенно, легко может «съехать» в агрессию или истерику. Лучший способ быстро и конструктивно разрешить ситуацию – вызвать ГАИ.
Атос: педант-флегматик
Психотип составляет примерно 7-10% автомобилистов, преимущественно это люди старше 35 лет. Хладнокровен, обстоятелен, немногословен, предусмотрителен, рассудителен, занудлив.
Начинает разбираться в автомобиле еще до его приобретения. Серьезно относится к техобслуживанию, стремится контролировать работу специалистов в ремзоне. Тщательно страхует все риски. Автомобиль Атоса не только всегда технически исправен, но и всегда чист.
Манера вождения аккуратная, размеренная, безопасная. Соблюдает дистанцию, заранее включает перед перестроением указатель поворота. Скорее воздержится от маневра, чем совершит его, не будучи до конца уверенным. За рулем предельно собран, отчего сравнительно быстро устает. Здесь скрывается единственный фактор риска: заснувшие за рулем– как правило, Атосы.
Маркер психотипа: ухоженный седан с лопатой, фонарем и зимней курткой в багажнике. В ДТП попадает редко, на месте аварии ведет себя спокойно, следует букве закона.
Д'Артаньян: самурай-холерик
Составляет 8-10% водителей всех возрастов. Решительный, ответственный и обуреваемый жаждой деятельности. Не привык сомневаться в своих поступках, поскольку «любой гасконец – с детства академик».
Д'Артаньян любит принимать решения (в том числе, за других), плохо распоряжается собственным временем, так как всегда планирует больше дел, чем может осуществить. Не чужд благородных порывов.
Автомобиль рассматривает, прежде всего, как возможность максимально быстро попасть из точки «А» в точку «Б». Поэтому предпочитает мощные моторы и динамичную «спортивную» манеру вождения. Маркер психотипа: давно не мытое купе на модных дисках с низкопрофильной зимней резиной летом.
В техническом устройстве Д'Артаньян разбирается хорошо, мелкий ремонт предпочитает делать самостоятельно, слесарей СТО неприятно удивляет компетенциями. При смене машины обычно пользуется услугой «трейд-ин», страхует только ОСАГО.
Скорость автомобиля «гасконца» обычно превышает среднюю в потоке. Часто перестраивается, но безопасно, просчитывая дистанцию и включая поворотники. Самооценка завышена, от природы высокая скорость реакции не всегда выручает.
Д'Артаньян часто попадает в мелкие ДТП, при этом ведет себя дружелюбно, пытаясь «договориться без ГАИ». Ему проще отдать деньги, даже если не виноват. Если повреждения незначительны — может отпустить виновника «с миром». Хоть и всегда спешит, может тормознуть, чтобы помочь стоящему на обочине автомобилю с «аварийкой».
Портос: аристократ-сангвиник
Психотип составляет примерно 10-12% от общего числа автомобилистов. Преобладающий возраст – до 35 лет. Портос любит эпатировать, летом носит плащ, чтобы скрыть часть перевязи, не покрытую золотом. Артистичен, эгоцентричен, но в целом доброжелателен, хотя склонен к самоутверждению за счет «слабого».
Автомобиль Портос выбирает так, чтобы всегда выделяться в потоке. Как правило, это большой внедорожник или пикап. Маркер психотипа – более дешевый неполный привод, который выдает себя зимой и на бездорожье.
Манера езды агрессивная, опасная и беззаботная. При перестроении поворотники не включаются принципиально. «Аристократ» любит мигать фарами, чтобы уступили дорогу и подрезать, пытаясь вклиниться с соседнего ряда или обочины. Если Портоса не пускают, он упорно продолжает осуществление несбывшегося, забывая о правилах и приличиях. Аварийность ситуации катализируется наличием пассажиров, особенно противоположного пола.
На месте аварии Портос ведет себя агрессивно, козыряет связями, запугивает, рукоприкладствует. Изворотлив, но сравнительно быстро «сдувается». Лучший способ разрешения ситуации – вызвать ГАИ, закрыться в машине, в переговоры не вступать.
Четыре «мушкетера» – далеко не единственное исследование психологии автомобилистов. МАДИ, к примеру, насчитывает не менее 18 подобных психотипов. Однако, для общего понимания внешних рисков безопасности за рулем, достаточно и этих ярких образов. Как и для самоидентификации.
Еще по теме: