Черное море - загадочное и привлекательное, проблемное и взаимовыгодное. Все или почти все об этом многослойном малосоленом водоеме площадью 436 402 кв. км
Ученые предполагают, что 10 млн лет назад Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря были одним целым изолированным водоемом. То пресным, то соленым, в зависимости от открывавшихся в результате геологических сдвигов «шлюзов» в мировой океан. 6 млн лет назад Черное море окончательно отделилось поднявшимся Кавказским хребтом и стало самым глубоким в мире пресноводным озером. Уровень воды в нем был на 100 м ниже, чем в располагавшемся по соседству Средиземном море.
10 тысяч лет назад закончился Ледниковый период и талые воды, разрушив Босфорский перешеек, сделали Черное море «сообщающимся сосудом», заодно смыв туда всю попавшуюся на пути органику, включая овечьи стада и зерновые запасы доантичной цивилизации. Существует мнение, что так и образовался на дне Черного моря слой сероводорода, сегодня начинающийся с глубины 200 м и распространяющийся до дна, которое в районе Ялты понижается максимально - до 2,21 км. Об этой катастрофической метаморфозе писал Плиний старший, тема Всемирного потопа также находит отражение в Ветхом завете, легенде о Гильгамеше и других хрониках тех лет.
Самая хайповая, но маловероятная на сегодня гипотеза происхождения Черного моря заключается в том, что это заполнившийся водой гигантский горнорудный карьер, выкопанный техникой одной из предыдущих земных цивилизаций, либо же пришельцами из космоса. Апологеты этой теории апеллируют к рельефу черноморской впадины, убедительно напоминающей карьер выработанными террасами-перронами, по которым в свое время разъезжали роторные экскаваторы и 350-тонные самосвалы. Оппоненты им парируют тем, что перроны всего лишь фиксируют уровень воды в море в разные периоды его истории и, соответственно, слои осадочных накоплений. За всю историю планеты здесь образовался слой осадочных пород высотой более километра.
Изометрия черноморских глубин
Тюлени и устрицы
Объем черноморской «ванны» составляет 555 тыс. км3. Дунай, Днепр, Днестр и другие впадающие реки ежегодно вливают в Черное море 310 км3 пресной воды, еще 230 кубокилометров добавляют осадки и 30 – «смежное» Азовское море. 360 км3 ежегодно испаряется в атмосферу и 210 Черное море отдает в Босфор, где перепад воды с Мраморным морем составляет около 30 см.
В 2010 году британские ученые из университета Лидс обнаружили на глубине 35 м под дном Босфора подземную реку, по которой соленая вода Мраморного моря попадает в Черное в объеме 22 тысяч кубометров в секунду. Водовороты в этой шестой по величине на Земле 60-километровой реке закручиваются по часовой стрелке (в других местах они это делают против часовой). Подобного рода подземный «реверс» также обнаружен на месте впадения Амазонки в Атлантический океан.
Главных течений в Черном море два и оба круговые. Их называют «очки Книповича» по фамилии океанолога-первооткрывателя. Приливов и отливов здесь не наблюдается, высота волн при зимних штормах достигает 8 м. Картину «Девятый вал» Иван Айвазовский писал практически с натуры в 1850 году в своем особняке на берегу Феодосии.
Фото Виктории Федосеенко
Для курортно-субтропического черноморского климата в окрестностях Новороссийска характерен локальный ветер бора. Ветер с северо-востока, названный в честь античного бога Борея, бушует здесь в среднем 40 дней в году, преимущественно в ноябре. В это время атлантический антициклон гонит арктический воздух на юг. Перевалив через невысокий (400 м) Маркхотский хребет, эта воздушная масса, за счет резкого перепада атмосферного давления и физики перемещений теплого над холодным, рушится по склону вниз, к морю, со скоростью 60 м/с. Температура воздуха резко падает, ледяной дождь покрывает все вокруг толстой коркой.
Куприн, Успенский, Паустовский писали, как бора срывает с якорей корабли в Цемеской бухте, переворачивает груженые вагоны, а извозчики утяжеляют свои экипажи камнями, чтобы на пути через Маркхотский перевал их не унесло в море. В 1912 году в Новороссийске ветром сорвало крышу с метеостанции, в 1935-м – выбросило на причал датское судно «Борнхольм».
Ближе к Сочи горы становится выше и бора сюда уже не доходит. Этот коварный ветер ценят яхтсмены и съезжаются в Хорватию к концу сентября, поскольку приходящая в это время адриатическая бора (скура по-местному) позволяет как следует набирать скорость стакселем. Бора также задувает над Байкалом, правда с северо-запада и прозывается сарма. Бора бывает черная и белая (с осадками и без), встречается и в других местах от Триеста до Новой земли. Во Франции и Испании у этого ветра имеются близкие родственники – мистраль и трамонтана.
Меромиктическая структура воды Черного моря – слоистая несмешиваемая. Верхний слой воды с меньшей соленостью от бескислородного сероводородного слоя на глубине 30-100 м отделяет холодный промежуточный слой (ХПС), который не успевает прогреться за лето. Выше и ниже ХПС вода ощутимо теплее. Глубже 200 м в Черном море никто не живет, кроме анаэробных сульфаторедуцирующих бактерий, которые, по одной из гипотез, уже напродуцировали здесь свыше трех млрд тонн сероводорода и около 50 трлн кубометров метана в виде придонных газогидратов.
Рыбы в верхнем слое черноморской воды достаточно: одна только Турция ежегодно выуживает в своих водах 300 т анчоуса (хамсы). «Шаланды, полные кефали» - это про Одессу. У черноморского побережья Кавказа промышляют также камбалу, скумбрию, ставриду, саргана, кильку и бычков. Реже, но встречаются осетровые и лососевые. Китообразных здесь представляют дельфин-афалина, дельфин-белобочка и так называемая портовая морская свинья или же хамсятник, которого для благозвучия здесь именуют дельфином-азовкой. Есть своя специальная, небольшая, неопасная для людей и колючая акула – черноморский катран. Раньше даже был свой тюлень – белобрюхий Phoca monachus. В 1913 году тюлень-монах еще встречался под Севастополем, в Болгарии в честь него назван рыбацкий поселок Тюленево. В 1970-х два десятка предпоследних экземпляров отловили в районе Босфора и продали в турецкие аквапарки. Последнего дикого монаха видели в 1997 году под Трабзоном.
Черноморское побережье также служит ареалом обитания краснокнижных черепах Testudo Graeca, мидий, устриц, крабов. Примечательна история появления здесь в 1947 году хищного моллюска-рапаны – его привезли на своих днищах из Японского моря демобилизованные советские торпедные катера. С 2020 года в Цемесской бухте существует колония гигантских устриц Сrassostrea Gigas – компания «Транснефть» традиционно разводит гидробионтов в портах своей отгрузки.
Экология Черного моря пребывает примерно в том же состоянии, что и у всех европейских водоемов. До конца 1980-х годов она стремительно ухудшалась. В начале последующего десятилетия началось улучшение, но все равно биологи сегодня регистрируют в воде черноморского побережья весьма тревожное количество кишечной палочки. Причиной могут служить канализационные стоки, частным образом беспечно объединяемые с ливневкой и гордо следующие мимо очистных сооружений.
Фото Виктории Федосеенко
Руно и мины
Первые черноморские лоции – периплы – датируются IV веком до нашей эры. Как правило, это были донесения правителям от путешественников, содержащие основные полезные сведения, включая точки маршрута. Знаменитый поход аргонавтов за Золотым руном датируется 1300 годом до нашей эры, за полвека до Троянской войны. «Спецназ» из 50 человек (включая Ясона, Геракла, Тесея, Орфея и других «героев», что в Древней Греции подразумевало прямое родство с олимпийскими богами/уцелевшими представителями допотопной цивилизации/пришельцами) отправился на парусной 20-весельной униреме «Арго» из Иолка (Волосовский район Фессалии) через Эгейское море в Черное.
Сделав по пути остановку на острове Лемнос (точно не Лесбос, поскольку это другой остров, расположенный юго-восточнее и не по пути) и добравшись затем до входа в пролив Геллеспонт (Дарданеллы), корабль аргонавтов проследовал далее Мраморным морем и через Босфор вышел в Понт Эвксинский. Каботаж вдоль турецкого берега завершился в столице Колхиды Фазисе (современный Поти), где после длительных переговоров и с честью выдержанных испытаний царя Эта (сына бога Гелиоса), драгоценное руно решено было, не теряя времени, просто выкрасть. Соучастницей выступила царская дочь Медея, в связи с чем ей пришлось пополнить команду «Арго», поднявшего парус в попытке уйти от погони.
Гипотетический маршрут аргонавтов туда и обратно
Попытка удалась и обратно, согласно ряду источников «Арго», шел уже другим маршрутом – вдоль скифского берега. Где-то тащили 16-метровый корабль волоком и спустя квартал вернулись в Иолк… через Сицилию. Существуют версии, что аргонавтов подвела карта-перипл, либо в их времена Адриатическое море действительно сообщалось с Черным рекой Истр (современный Дунай). Согласно другой версии, Ясон сотоварищи перепутали Днепр с Босфором, нечаянно открыли путь из варяг в греки и, совершив «малую кругосветку» вокруг тогдашнего цивилизованного мира, вышли в Атлантику, вернувшись домой через Гибралтарский пролив. Еще по одной версии руно было призом чисто символическим, а в действительности отряд аргонавтов вел разведку и рекогносцировку для основания в дальнейшем черноморских портовых городов-полисов.
Эти населенные пункты отмечены уже в перипле 134 года н.э., составленном учеником стоика Эпиктета, географом и легатом Каппадокии Флавием Арианом для императора Адриана. Там есть Диоскурия (Сухуми), Масаитика (Сочи), Патус (Новороссийск) и Синдика (Анапа). Флавий тогда не доплыл до Тавриды (Крыма), где с 421 года до н.э. существовал еще один полис – Херсонес.
В средние века, реками и волоком добираясь по пути «из варяг в греки», из Балтийского в Черное море, насады новгородцев и дракары викингов шли каботажем вдоль берега современных Румынии и Болгарии и далее Босфорским проливом в Константинополь. Когда торговые соображения уступили место захватническим, византийцы-ромеи стали встречать варягов натянутыми поперек пролива цепями, а то и греческим огнем, аналогом современного напалма, в состав которого входила нефть.
Фото Виктории Федосеенко
Благодаря бескислородной среде придонного слоя в нем все прекрасно сохраняется – и самолеты времен Великой Отечественной войны, и античные триремы. Самым древним кораблем, поднятым со дна Черного моря в районе Синопа, считается византийское торговое судно ориентировочно VII века.
Как театр военных действий Черное море видело многое - от штурма бастионов Очакова парусной эскадрой адмирала Николая Мордвинова (1787) до обстрела субмариной U-24 капитан-лейтенанта Клауса Петерсена поездов, следующих берегом из Адлера в Туапсе (1943). В черноморских баталиях Великой отечественной шести немецким субмаринам малого класса U/Lochkriecher водоизмещением 250 тонн противостояли 47 советских подводных лодок классов Щ, М и Л.
Подводные лодки вели боевые действия в Черном море и в Первую мировую войну. С дюжиной немецких субмарин классов U, UB и UC сражались 16 подлодок Императорского флота России.
Согласно секретной сводке за подписью председателя ЧерЧК Львовского 1 февраля 1921 года поезд, следующий в Сочи, был под угрозой обстрела из пушки и пулемета остановлен и осмотрен экипажем подошедшей близко к берегу подводной лодки под трехцветным флагом. К этому времени это могла быть только русская субмарина, угнанная врангелевцами из гавани в Севастополе, поскольку немецкие аналоги забрали себе по репарациям британцы.
Во время Великой Отечественной войны фактически каждый квадратный метр черноморского берега и шельфа принял на себя сотни килограммов смертоносного металла. Особенно досталось Новороссийску и Цемесской бухте, где взрывоопасные предметы находят до сих пор – в воде и на суше. Ранее «Панорама КТК» публиковала исторический очерк Павла Кретова "Братство презиравших смерть" о легендарном десанте в Южной Озереевке.
Фото Виктории Федосеенко
Нефть и газ
Донесение капитана Клобукова на имя светлейшего князя Потемкина-Таврического гласило, что на момент 1792 года нефть в Крыму добывается в 10 местах. Керамические амфоры с нефтью археологи находят в Причерноморье до сих пор, радиоуглеродный анализ датирует их возраст V веком нашей эры. Сформировавшаяся в палеозое Черноморская нефтегазоносная область «перечеркивает» море по диагонали снизу вверх и слева направо, отмечаясь как освоенными, так и перспективными месторождениями в Болгарии и Румынии, в Крыму и на Кубани.
Разведанные извлекаемые запасы углеводородов черноморского шельфа России составляют 895 млн т нефти (вместе с ГКМ) и 415 млрд м3 газа. Крупнейшим разрабатываемым шельфовым газоконденсатным месторождением из восьми обнаруженных является месторождение Голицына с извлекаемыми запасами метана порядка 12 млрд м.3
Советская (1979) карта нефтегазоносных областей черноморских берегов и шельфа. Чем гуще штриховка - тем перспективнее территория. Разведанные месторождения отмечены черным.
В 2020 году Турция сообщила об открытии шельфового газового месторождения Сакария, расположенного в 170 км от берега на глубине 2100 м. Общая глубина скважины составляет 4775 м. Извлекаемые запасы метана оцениваются в 540 млрд м3. В марте 2022 года началось строительство газопровода, который соединит с турецким берегом добывающее оборудование – донный манифольд.
Если на суше нефтепровод эффективнее и экономичнее всех остальных способов транспортировки, то на море он уступает пальму первенства танкерной перевалке. С газом все иначе: для судовой транспортировки его нужно сжижать, что требует строительства дополнительных мощностей, поэтому газопровод лучше.
В настоящее время Черное море пересекает по дну два магистральных газопровода. Построенный в 2006 году «Голубой поток» соединяет компрессорную станцию Береговая (район Архипо-Осиповки) с турецким Самсуном. Более длинный и открытый в 2019 году «Турецкий поток» ведет из Анапы в Кыйекей для дальнейшего снабжения как Турции, так и стран Восточной и Южной Европы.
На сегодняшний день в Черном море работают свыше 20 терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов: в Бургасе, Варне, Констанце, Мангалии, Эрдемире, Самсуне, Трабзоне, Хопа, Поти, Батуми, Кулеви, Туапсе, Новороссийске, Тамани, Керчи, Севастополе, Очакове, Южном, Черноморске, Одессе.
В некоторых портах таких терминалов несколько, к примеру, в районе Новороссийска. Причал в Шесхарисе отгружает на танкеры нефть и нефтепродукты. В Южной Озереевке три вынесенных на 5 км в море плавучих причальных устройства (ВПУ) отгружают на танкеры нефть, поступающую по трубопроводу Каспийского Tрубопроводного Консорциума.
За годы развития нефтегазовой отрасли мировой энергетики сформировалась устойчивая парадигма: в аспекте углеводородов транспортный потенциал Черного моря значительно превалирует над добывающим. Изменится ли что-либо в этом направлении под влиянием обстоятельств – покажет время. Пока же Понт Эвксинский остается достаточно привлекательным и взаимовыгодным местом на планете, со своими курортами, заповедниками и промышленными зонами, которые часто путают местами не только туристы, но и коренные жители.
Еще по теме: