ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

"ИНФОМАКС"- новое слово в проектировании и строительстве

В статье январского номера журнала ТТН рассказывается о цифровой трансформации процессов капитального строительства ПАО " Транснефть"

Текст: Вадим Оноприюк

Фото: архив ООО «Транснефть – Медиа» 


Перейти от традиционной модели управления процессом капитального строительства к цифровому формату – цель Программы «ИНФОМАКС». С ее помощью будут автоматизированы и оцифрованы основные бизнес-процессы компании, связанные с проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией объектов

СПРАВКА

В состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» включен федеральный проект «Цифровое государственное управление». Им предусматривается внедрение до конца 2024 года системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства на основе технологии информационного моделирования («Цифровое строительство»). «Транснефть» участвует в реализации этих инициатив, соответствующее распоряжение подписано в сентябре 2020 года президентом компании Николаем Токаревым.

В июле 2018 года президент страны Владимир Путин поручил правительству обеспечить в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологии информационного моделирования – BIM.

Технология информационного моделирования – основа «ИНФОМАКСа». Благодаря программе в цифровой вид будут переведены основные бизнес-процессы, связанные c проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов, что позволит создавать информационные модели объектов.

Это снизит материальные издержки на проектирование, строительство и эксплуатацию, сократит сроки выполнения работ и сведет к минимуму количество ошибок на всех этапах строительства и выведет компанию на новый уровень реализации строительных проектов.



ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК

– Программа направлена на апробацию цифровых технологий, – говорит директор департамента информационных технологий Андрей Бурлуцкий. – Мы сможем создавать цифровую модель объекта, к которой привязана его полная история – от проектирования до ввода в эксплуатацию со всеми техническими характеристиками, стоимостью, затраченными материально-техническими ресурсами. Это цифровой двойник проектируемого объекта, с ним смогут работать все участники процесса строительства. Если раньше системы, в которых работали специалисты по закупкам, проектированию, строительству, существовали раздельно, то после реализации программы они будут интегрированы между собой, а цифровые модели смогут заменить всю документацию по объекту.

– Программа «ИНФОМАКС» по своей сути будет представлять бездокументарную форму работы по объектам капитального строительства, связанную с деятельностью широкого круга участников и потребителей, – поясняет директор департамента строительства Андрей Комаров. – Все участники смогут работать в единой среде данных, что позволит избежать ошибок в организации работ, существенно сократив сроки строительства. В своей конечной цели Программа «ИНФОМАКС» направлена на оптимизацию всех процессов строительного производства, и мы рассчитываем, что с ее помощью будут сокращены и упрощены многочисленные процедуры, являющиеся сейчас обязательными и регламентирующими строительную деятельность. Внедрение программы выгодно и эксплуатационным службам, ведь объект будет передаваться со всей исчерпывающей информацией – с полными характеристиками коммуникаций, материалов, параметрами и требованиями, которые были использованы и применены в ходе строительства.



КОМАНДА «ИНФОМАКСа»

Для реализации «ИНФОМАКСа» сформирован проектный офис. В него вошло более двухсот опытных руководителей, экспертов и специалистов в области проектирования, подготовки и организации производства, снабжения, строительства, IT-технологий. В ближайшее время команде предстоит решить ряд непростых задач – создать модели бизнес-процессов «как есть» и «как должно быть» для сквозного процесса реализации инвестиционно-строительного проекта. Также необходимо оценить влияние «ИНФОМАКСа» на существующий процесс реализации объектов капитального строительства и разработать целевую IT-архитектуру для поддержки работы с информационными моделями объектов.

– Совместно с департаментом информационных технологий мы ведем работу по описанию существующих процессов в строительном производстве, – говорит Андрей Комаров. – Это позволит нам понять, каковы единичные шаги и этапы, подлежащие оцифровке. Последовательно выполнив и описав каждый процесс, мы укомплектуем их все в единый бизнес-процесс. После этого будут определены информационные системы и платформы, которые будут эту информацию собирать, хранить, обрабатывать и учитывать.

– Детальный анализ текущих бизнес-процессов в области капитального строительства от разработки технико-экономического обоснования, подготовки проектной документации и обеспечения стройки до непосредственно строительства, контроля и ввода объекта в эксплуатацию позволит выявить проблемные зоны, увидеть, где есть «информационные разрывы» в использовании цифровых данных и дублирование информации, – добавляет Андрей Бурлуцкий. – После этого будут подготовлены предложения по автоматизации и трансформации процессов. Нам предстоит разработать целевую архитектуру систем, функциональные и технические требования к автоматизации сквозного процесса управления объектом капитального строительства на основе информационных моделей. После этого можно внедрить средства и платформы автоматизации управления объектом капитального строительства.



ВЕНДОРЫ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

Работа по автоматизации и цифровизации в строительстве ведется в компании уже несколько лет. Например, у АО «Гипротрубопровод» уже есть опыт разработки 3D-моделей объектов капитального строительства и использования при этом среды общих данных. Но пока имеющийся опыт относится только к этапу выполнения проектно-изыскательских работ, поэтому стоит задача развить то, что уже используется в строительном производстве, и усовершенствовать процесс, добавив новые решения.

На рынке сегодня не существует готовых комплексных программ, позволяющих создавать и использовать информационные модели объектов капитального строительства на всех этапах жизненного цикла. Поэтому специалистам «Транснефти» предстоит провести оценку имеющихся специализированных решений, автоматизирующих отдельные задачи технологии информационного моделирования, выполнить их тестирование и апробацию.

– Мы анализируем те решения, которые есть на рынке, проводим рабочие встречи с ведущими отечественными и зарубежными разработчиками платформ для информационного моделирования и автоматизации процессов строительства, такими как CSoft, Аскон, Hexagon, Aveva, Autodesk, Bentley Systems и другими, – рассказывает Андрей Бурлуцкий. – Суммарно в фокусе внимания чуть больше десяти решений этих вендоров. Запланированы и проводятся референс-визиты для обмена опытом и ознакомления с технологиями, применяемыми ведущими компаниями в смежных областях: «Газпромом», «Росатомом», «Газпром нефтью» и другими.

Переход к цифровизации кардинально изменит многие процессы в строительстве, и компания строит работу так, чтобы не навредить текущим проектам.

– Для разработки и оценки мер воздействия информационной модели на объекты капитального строительства привлечен профильный институт «НИИ Транснефть», – говорит Андрей Комаров. – Мы понимаем, что внедрение такой сложной системы не должно сопровождаться рисками для существующих процессов, поэтому вместе с НИИ и «Гипротрубопроводом» анализируем риски внедрения системы. Эта работа позволит преобразовать процедуры строительства, которые действуют сейчас, с минимальным влиянием на реализацию производственных программ компании.



ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Есть несколько пилотных проектов, в которых вся работа будет выполняться уже в новом формате. Объекты выбраны таким образом, чтобы протестировать максимально широкий спектр инструментов, методов и технологий, а также организационных изменений традиционного строительного процесса для принятия решений об их дальнейшем тиражировании в системе «Транснефти».

– Как правило, самый большой объем работ как по значимости, так и по капитальным вложениям – это линейная часть, резервуары и капитальные здания, – комментирует Андрей Комаров. – Поэтому выбраны участок линейной части магистрального нефтепровода Ухта – Ярославль на подводном переходе через Северную Двину АО «Транснефть – Север», резервуар-пятидесятитысячник на нефтебазе «Усть-Луга» ООО «Транснефть – Балтика» и административное здание Новосибирского районного нефтепроводного управления АО «Транснефть – Западная Сибирь». Документация по ним будет разрабатываться с учетом цифровых моделей.

Предпроектные мероприятия по внедрению «ИНФОМАКСа» будут закончены до конца 2021 года. Завершение пилотных объектов запланировано на 2023–2024 годы. Работы по основным направлениям автоматизации – созданию целевого IT-ландшафта, модернизации существующих и созданию новых информационных систем, их внедрению, проведению организационных изменений в рамках цифровой трансформации процессов – будут выполнены до конца 2024 года.



ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ «ИНФОМАКС»

  • Снижение совокупной стоимости проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
  • Оптимизация бизнес-процессов в рамках цифровой трансформации .
  • Сокращение сроков проектирования и строительства объектов .
  • Повышение качества и оперативности взаимодействия с государственными  органами за счет своевременного предоставления достоверной отчетной информации. 
  • Обеспечение соответствия работ, выполняемых на этапах проектирования и строительства, нормативным требованиям органов государственной власти (в частности, требованиям по предоставлению и хранению информации об объектах капитального строительства в виде цифровых информационных моделей).
  • Повышение качества и оперативности принятия управленческих решений на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства за счет использования единого цифрового источника информации.



СПРАВКА:

BIM-технологии (Building Information Modeling) – информационное моделирование зданий. Каждой стадии проектирования и строительства соответствует модель, которая отображает объем обработанной на тот момент информации (архитектурной, конструкторской, технологической, экономической) о здании или сооружении. Доступ к этой информации имеют все участвующие в процессе строительства люди. BIM можно рассматривать и как процесс построения модели, и как саму конечную модель, наполненную информацией. Подготовка архитектурно-строительных проектов в среде BIM – это создание информационной модели на основе требований заказчика.

Технология проектирования, возведения и эксплуатации объекта в BIM рассматривается как жизненный цикл объекта строительства или сооружения. Информационная модель переживает те же стадии жизненного цикла от идеи создания до реконструкции или демонтажа.


Андрей Комаров, директор департамента строительства ПАО «Транснефть»:

«В сегодняшних реалиях «Транснефть» должна быть в лидерах внедрения соответствующих инициатив и проектов. Цифровизация сегодня приоритетна на всех направлениях деятельности компании, в том числе в строительстве. Быть первыми и стать примером – значит выиграть борьбу в конкуренции за подрядчика, качество строительства, сроки и стоимость будущих проектов».


Андрей Бурлуцкий, директор департамента информационных технологий ПАО «Транснефть»:

«Внедрение информационного моделирования потребует комплексных изменений функциональной и организационной структур внутри системы, архитектуры средств автоматизации, порядка взаимодействия с органами власти и многого другого. Благодаря этому на всех этапах проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию мы будем иметь единый объект, видеть его историю и при необходимости оперативно вносить изменения и использовать его как типовой уже для следующих строек».


Еще по теме:

ПАО «Транснефть» участвует в ликвидации разлива нефтепродуктов в Красноярском крае В фокусе
ПАО «Транснефть» участвует в ликвидации разлива нефтепродуктов в Красноярском крае
2070 кубометров дизельного топлива собраны на реке Амбарная (г. Норильск, Красноярский край) подразделениями ПАО «Транснефть» по состоянию на утро 10 июня
Узнать больше
В фокусе
"Транснефть" ввела в эксплуатацию единую систему диспетчерского контроля в порту Козьмино
"Транснефть" ввела в эксплуатацию единую систему диспетчерского контроля и управления (ЕСДУ) в порту Козьмино. Это позволит оптимизировать управление процессом приема и транспортировки нефти по трубопроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2), а также ее отгрузки на морской транспорт - об этом сообщается на официальном сайте компании.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.