КТК 25 лет

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

Построенный с нуля

Главная тема 11 номера журнала «Трубопроводный транспорт нефти» - 20-летие порта Приморск

Текст: Татьяна Яковлева-Устинова

Фото: Егор Гуреев, архив ООО «Транснефть – Медиа»


Приморск стал первым портом «Транснефти», построенным с нуля. Не будь его, и более миллиарда тонн нефти и нефтепродуктов пришлось бы экспортировать из зарубежных гаваней. В декабре 2001 года за отправкой первого танкера из порта Приморск наблюдал Президент России Владимир Путин. За 20 лет у причалов Приморска прошли погрузку и отправились в рейс более десятка тысяч судов


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Сегодня кажется само собой разумеющимся, что на берегу пролива Бьёркезунд построен нефтяной порт. Несомненные преимущества – близость Европы и сокращение за счет этого транспортного плеча транспортировки, природные глубины, позволяющие проходить 150-тысячетонным танкерам, налоги в бюджет регионов и новые рабочие места. А главное – Россия получила собственный надежный выход на экспортное направление: в советское время значительная часть нефти шла за рубеж через порты Прибалтийских республик. Однако более двадцати лет назад решение о строительстве нового порта было для многих вовсе не очевидным. Тогда всерьез рассматривался вариант строительства нефтепровода в финский порт Порвоо.

Стратегическое решение тем не менее было выбрано в пользу Приморска, и в течение полутора лет шло строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). На берегу возводились резервуары-пятидесятитысячники, которые в начале века были большой редкостью для России. Шло обустройство портовых служб, таможенных и пограничных пунктов.

До появления еще одного порта на Балтике – в Усть-Луге, а также порта вблизи Находки, в Козьмино, через Приморск проходила почти треть российской нефти. На пике, в 2007 году, здесь было перевалено 74 млн т нефти.



Порт Приморск принимает танкеры дедвейтом от 25 до 150 тысяч тонн

ИНТЕГРАЦИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изначально Приморск рассматривался как нефтяной порт. Однако постепенно ситуация на российском рынке менялась. С одной стороны, были построены причалы в Усть-Луге, куда была проложена БТС-2. Таким образом, на европейском направлении образовался профицит мощностей по транспортировке нефти. С другой стороны, российские нефтяные компании активизировали модернизацию НПЗ, и объемы дизельного топлива класса «Евро-5» под поставки на экспорт стали расти.

В 2004 году ОАО «АК «Транснефтепродукт» начало реализацию проекта «Север» по организации трубопроводных поставок в сторону Балтийского моря по маршруту Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск, куда могли сдавать дизельное топливо НПЗ Нижегородской, Рязанской, Ярославской и Ленинградской областей. В Приморске строились терминал и нефтебаза с резервуарным парком. В 2007 году после интеграции «Транснефтепродукта» с «Транснефтью» нефтепродуктопроводные объекты вошли в состав компании. В мае 2008 года был запущен магистральный нефтепродуктопровод Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск мощностью 8,5 млн т, а в порту Приморск начал работу терминал по отгрузке дизельного топлива.

Учитывая рост производства и заинтересованности компаний в трубопроводных поставках, «Транснефть» перепрофилировала часть нефтепроводов под транспортировку дизельного топлива и обеспечила возможность экспорта через порт Приморск до 25 млн т. В рамках проекта «Север-25» резервуарный парк порта был увеличен на 200 тыс. куб. м. Для этого четыре нефтяных резервуара-пятидесятитысячника перевели под хранение нефтепродуктов.



18 ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ КОНТРОЛИРУЕТ АККРЕДИТОВАННАЯ ХИМИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ООО «ТРАНСНЕФТЬ – ПОРТ ПРИМОРСК»

ИНДИКАТОРЫ ЧИСТОТЫ

Порт на берегу пролива Бьёркезунд с самого начала строительства был под самым пристальным вниманием общественности и экологов. Всех волновала ситуация в Финском заливе: экологический мониторинг показывал, что содержание нефтепродуктов в этом районе достигало 0,6 мг/л.

Чтобы не усугубить ситуацию на Балтике, для порта был установлен жесткий норматив по сбросу воды после прохождения очистных сооружений – 0,025 мг нефтепродуктов на литр, что в четыре раза меньше, чем для питьевой воды (европейские стандарты – 0,1 мг/л). И порт с этой задачей справился. Сегодня эколого-аналитический мониторинг показывает, что содержание нефтепродуктов в районе порта Приморск снизилось по сравнению с тем, что было до начала его строительства.

Кроме отбора проб воды, эколого-аналитический мониторинг акватории уже третий год ведется с помощью морских обитателей – на специальном полигоне для этого разводят радужную форель и сига. Так как ткани рыб могут накапливать загрязняющие вещества, то они являются индикаторами состояния воды. Анализы свидетельствуют: рыбу можно употреблять в пищу. Содержание нефтепродуктов в акватории составляет около 0,01 мг/л, что в пять раз меньше установленных нормативов. Более того, исследования показали, что пробы воды рядом с местом загрузки танкеров чище, чем те, которые брали у Березовых островов, где находится особо охраняемая территория.

Проект по использованию рыбы как тест-объекта в экомониторинге акватории порта Приморск получил вторую премию Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отраслей. Награда была вручена на 10-м, юбилейном Петербургском международном газовом форуме. Ихтиологи ООО «Транснефть – Порт Приморск» выращивают радужную форель и сига. Рыбу используют в качестве гидробионтов, способных накапливать в тканях загрязняющие вещества, что позволяет получать дополнительную информацию об экологической обстановке в заливе. Результаты исследований показывают, что тест-объекты чувствуют себя хорошо, нефтепродуктов в их тканях не выявлено.


Приморск это:

  • самый глубоководный порт на Балтике
  • крупнейший порт России по перевалке нефтепродуктов
  • порт, после строительства которого вода в акватории стала чище, чем до его постройки


Проголосовало: 1

Еще по теме:

Президент ПАО В фокусе
Президент ПАО "Транснефть" Н.П. Токарев удостоен высокой правительственной награды
Президент России В.В. Путин наградил президента ПАО «Транснефть» Н.П. Токарева орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени
Узнать больше
В фокусе
"Транснефть" ввела в эксплуатацию единую систему диспетчерского контроля в порту Козьмино
"Транснефть" ввела в эксплуатацию единую систему диспетчерского контроля и управления (ЕСДУ) в порту Козьмино. Это позволит оптимизировать управление процессом приема и транспортировки нефти по трубопроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2), а также ее отгрузки на морской транспорт - об этом сообщается на официальном сайте компании.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.