КТК 25 лет

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

Николай Горбань: «КТК приступил к реализации Программы устранения узких мест»

Вот уже почти два десятилетия 11 акционеров из разных стран мира эксплуатируют 1,5-тысячекилометровую трубопроводную систему, протянувшуюся по территории России и Казахстана, являя пример успешного международного сотрудничества.

После завершения Проекта расширения нефтепровод Тенгиз – Новороссийск стал одним из крупнейших в мире. Реализация этого масштабного проекта в 2011-2017 годах позволила заблаговременно создать резерв мощностей для удовлетворения растущих заявок грузоотправителей.

Однако жизнь не стоит на месте:

объемы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, динамично увеличиваются. 

Напомню, что в 2017 году на экспорт было направлено 55,1 млн т, что на 10,8 млн т превысило показатели 2016 года. В 2018 году на Морском терминале было отгружено более 61 млн т нефти. Наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему КТК в 2018 году поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган – 28,7 млн т, 10,3 млн т и 13,2 млн т соответственно. В Казахстане сегодня реализуется крупный проект по расширению производственных мощностей Тенгизского месторождения, в результате этой реконструкции ожидается дальнейший значительный рост объемов транспортируемой по нефтепроводу Тенгиз – Новороссийск нефти. 

После ее реализации пропускная способность системы Тенгиз – Новороссийск позволит обеспечить транспортировку нефти с территории Казахстана по меньшей мере до 72,5 млн т.

Согласно прогнозным заявкам, начиная с 2022 года потребности нефтепроизводителей могут превысить нынешнюю механическую пропускную способность магистрального трубопровода. Поэтому 21 мая 2019 года на годовом собрании акционеров КТК в Баку была рассмотрена и принята Программа устранения узких мест (ПУУМ). 

Пакетом документов Окончательного решения об инвестициях установлены сроки завершения ПУУМ – до декабря 2023. При этом основные строительно-монтажные работы будут закончены в 2022 году. Размер инвестиционных затрат на период 2019–2023 годов составит 599,9 млн долл. США, из них на КТК-К придется 156,4 млн долл. США и 443,5 млн долл. США – на КТК-Р.


Подчеркну: работы будут вестись на всех 15 нефтеперекачивающих станциях КТК и на Морском терминале. Так, на НПС «Астраханская» по итогам ПУУМ будут введены в эксплуатацию новая магистральная насосная и новое закрытое распределительное устройство. Среди работ, намеченных на НПС «Атырау», – строительство нового магистрального насосного агрегата с газотурбинной установкой, модернизация насосной станции дизельного топлива. На НПС «Тенгиз» потребуется монтаж двух резервуаров РВСПК-20000, модернизация узла учета нефти, замена трех магистральных насосов, установка четырех подпорных насосных агрегатов, строительство подстанции. Но не везде работы будут столь масштабными, на ряде станций будет достаточно осуществить замену рабочих колес насосов.

По сути, ПУУМ представляет собой оптимизацию текущих мощностей нефтепроводной системы, полученных за счет реализации Проекта расширения. 

Эти мероприятия позволят обеспечить гибкость режимов работы пунктов закачки и возможность приема дополнительных объемов сырой нефти с территории РК, при оптимальном количестве антифрикционной присадки и повышенных коэффициентах эксплуатации нефтепровода.

Уже в июне 2019 года коллектив КТК в тесном взаимодействии с акционерами Консорциума начал активную работу по реализации ПУУМ. 10 июня я подписал приказ «О порядке реализации Программы устранения узких мест». В настоящее время утверждены штатное расписание и бюджетные дисциплины, ведутся инженерные изыскания и подбор поставщиков, осуществляется набор персонала. В начале июля топ-менеджеры КТК побывали на всех будущих строительных площадках ПУУМ, провели совещания со специалистами на местах.

Одновременно с реализацией ПУУМ коллектив КТК продолжает планомерное выполнение своих ежегодных инвестиционных программ. В 2019 году утвержденный бюджет капитальных затрат составляет порядка 50 млн долл. США (КТК-Р – 32 млн долл. США, КТК-К – 18 млн долл. США). 


Программа включает строительство моста через реку Кигач; замену систем пожарообнаружения на НПС «Комсомольская», «Астраханская», «Кропоткинская», Резервуарном парке и Береговых сооружениях Морского терминала; строительство вахтового городка на НПС «Астраханская»; строительство административно-бытового комплекса на Морском терминале и другие работы.

ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КОНСОРЦИУМА И УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕКАЧКИ СЫРЬЯ ПО НЕФТЕПРОВОДУ СУЩЕСТВЕННО УКРЕПЛЯЮТ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КТК.  

Консолидированная выручка компании за 2018 год составила по МСФО 2,19 млрд долл. США, прибыль после налогообложения – 322 млн долл. США. В 2018 году КТК-Р погасил часть долга акционерам – 1,45 млрд долл. США. В первом квартале 2019 года КТК направил на выплату долга 364 млн долл., во втором квартале – 261 млн. долл., всего же в 2019 году планируется выплатить 1,423 млрд долл. США. Такие темпы возврата долга позволят КТК погасить задолженность к концу 2020 года и приступить к начислению и выплате дивидендов.

Таким образом, проект КТК показал успешный опыт международного сотрудничества в области транспортировки нефти. И богатейшие ресурсы Каспийского региона определяют стабильный экономический потенциал деятельности Консорциума и его значимость для стран-участников, крупнейшие из которых – Россия и Казахстан, на многие годы.

Проголосовало: 8

Еще по теме:

Итог грандиозной работы В фокусе
Итог грандиозной работы
28 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ВЛАДИМИР ПУТИН С ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУЛЬТА ПОРТА КОЗЬМИНО ОСУЩЕСТВИЛ ПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ ТС ВСТО-1 КОМПАНИИ ТРАНСНЕФТЬ»
Узнать больше
В условиях действующего производства Новости нефтепровода
В условиях действующего производства
ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ КТК В РАМКАХ ПРОГРАММЫ УСТРАНЕНИЯ УЗКИХ МЕСТ (ПУУМ)
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.