КТК 25 лет

Скромное обаяние Эльбруса

Административный помощник Департамента по финансам КТК-Р Зоя Пересторонина рассказывает о своем новогоднем путешествии на Эльбрус

2020 год я встретила в горах – в компании друзей отправилась на Эльбрус покататься на сноуборде. Жили на высоте 2300 метров, спускались с 3800 и с 4100. Незабываемые впечатления!



«Ведь Эльбрус из самолета видно здорово…» 

Впервые я увидела Эльбрус «вживую» в 2015 году, когда отправилась в командировку по маршруту Москва — Ставрополь — Минеральные Воды в рамках Проекта расширения трубопроводной мощности КТК. Заснеженная двойная вершина Большого Кавказского хребта виднелась издалека, манила и притягивала. 


Идея взобраться на Эльбрус уже с конкретной горнолыжной целью сформировалась позднее и не у меня лично. Здесь следовало бы вначале рассказать предысторию моего увлечения этим видом спорта и отдыха. К сноуборду приобщилась на подмосковных трассах с искусственным покрытием, там же оттачивала мастерство. В январе 2019 года мы с подругой решили, что «время пришло», и отправились в настоящие горы, присоединившись к компании единомышленников из 20 человек. Это был горнолыжный курорт в Гудаури (Грузия). Впечатления от этого дебюта – тема отдельной истории. Если кратко, то после этой поездки меня уже было невозможно переубедить и остановить: «Лучше гор могут быть только горы».


В апреле 2019 года я поехала с друзьями в Хибины (Мурманская область). Как выяснилось, в моем окружении всегда были любители горных снежных склонов, а один из друзей оказался даже профессиональным инструктором, умеющим поставить новичка на сноуборд буквально за день. Именно он высказал предложение — Эльбрус, поскольку сам там побывал 15 раз, знал все трассы наизусть и считал эту гору лучшей. Идея была принята с энтузиазмом и сплотила ни много ни мало 36 человек. Как говорится, дружная компания — половина успеха. Весь остаток 2019 года с нетерпением ждали начала нового горнолыжного сезона.


Погода и природа 

За Эльбрус я проголосовала еще и потому, что лично от меня требовалось только купить авиабилет до Минеральных Вод и собрать чемодан. Все остальное (трансфер, размещение, питание, ски-пасс, инструктаж по технике безопасности на спусках, экскурсии и прочие развлечения) взяли на себя друзья, часть из которых давно уже специализировалась на организации подобных туров. 

Первое, что бросилось в глаза по прибытии, — невиданной красоты природа. Горы, леса, водопады, солнце, снег и чистейший воздух —такое волнующее сочетание вряд ли где еще встретишь. Мы ходили пешком до Чегета — полтора часа по лесной тропинке в каждую сторону. Спускались в Черекское ущелье по бывшей автомобильной, а теперь исключительно пешеходной дороге. 



Там в глубине ущелья есть поселение, к которому сейчас проложен сквозь гору тоннель. Поэтому старую дорогу оставили пешеходам как достопримечательность. Но по ней и пешком-то спускаться страшно, трудно представить, каково здесь приходилось «газелям» и прочему транспорту. Еще побывали на экскурсии на Чегемских водопадах — таких больших сосулек я никогда не видела!


Наша компания разместилась в одном из отелей Поляны Азау, наивысшей обитаемой точки Эльбруса. Высота 2300 м примерно соответствует Розе Пик — обзорной площадке известного курорта в Сочи. Качество инфраструктуры при этом отличается от «Розы Хутор» и далеко не в лучшую сторону. 

В этом плане, честно говоря, Эльбрус разочаровал: все какое-то недостроенное и необустроенное по принципу «и так сойдет». Посещающему Эльбрус впервые нужно готовить себя к спартанским условиям. 



Все отели на Азау семейные: завтраки готовит мама, шашлыки жарит папа, остальные члены семьи ассистируют. По вечерам сидят тут же рядышком и пьют чай. 

Аскетизм интерьеров отчасти искупается широтой выбора. В Гудаури, к примеру, такого количества открытых допоздна кафе не наблюдалось. В общем, по вечерам мы не скучали и весьма достойно встретили Новый год. Пару раз арендовали баню, воздали должное настольным играм, которых здесь оказалось в избытке. 



О спорте 

К сожалению, нам не повезло со снегом: его было очень мало. Из-за этого большинство трасс оказались закрытыми. Как выяснилось, их тут примерно с десяток. От станции Приют-11 (4100 м) до станции Гарабаши (3800 м) ведет синяя трасса. Далее к станции Мир (3500 м) спуск меняет цвет на красный, по пути он разветвляется, и этот «лупинг» синий, но второй участок был закрыт. От станции Мир до Кругозора участок был закрыт полностью, спуститься было можно только на гондоле или с высоким риском вне трасс по камням. 

От станции Кругозор к Поляне Азау ведет зеленый спуск. Все остальные трассы черные, их порядка пяти; проходят, как правило, по ущельям. 

Эльбрус славится своим внетрассовым катанием, но это довольно опасное занятие: много камней, скал, обрывов, лавиноопасных участков. Нужно быть суперпрофессионалом, чтобы решиться на подобный фрирайд.



В Азау мы жили у самого подъемника, нового, с гондолами, рассчитанными на восемь человек. Канатная дорога вела до станции Гарабаши с промежуточными остановками на станциях Кругозор и Мир. 

Здесь есть еще старая канатка, с 1969 года поднимающая людей до станции Мир. Огромная красная кабина на 25 человек, похожая на трамвай, ходит редко, но воспользоваться ей хоть раз имеет смысл, чтобы пощекотать нервы. 

Все здесь скрипит, и кажется, что вот-вот развалится. На высоте это дает ощутимый выброс адреналина. Следующий экстрим ждет на станции Мир: оттуда до Гарабаши ведет подъемник, состоящий всего лишь из кресла, подвешенного к тросу. Старые подъемники на Эльбрусе — особый местный аттракцион.


Как уже было сказано, по причине отсутствия снега были закрыты трассы ниже 3500 м. Видимо поэтому в Гарабаши было особенно многолюдно. Все, включая прибывших из Чегета (где закрыли вообще все спуски), пытались съехать отсюда к Миру или забраться повыше, на станцию Приют-11. Туда можно было подняться либо пешком, либо на снежных танках (ратраках), что мы и сделали. Спуск понравился настолько, что решили повторить. Так и катались всю неделю — с 3800 до 3500 и с 4100 до 3800. Погода переменилась, нам «повезло» спускаться и в метель, и в густом тумане. Но ничего экстраординарного лично для меня в этом не было — все, как в Гудаури.


Лайфхаков для впервые собирающихся на Эльбрус у меня теперь два: быть готовым к отсутствию привычного комфорта и планировать бюджет путешествия с некоторым запасом. В моем случае итоговая сумма превысила расчетную раза в полтора. Билеты стоили около 15 тыс. руб., еще 35 потратила на отель, трансферы, экскурсии, питание. Ски-пасс 30 и 31 декабря стоил 1500 руб. в день. Нас предупреждали о подорожании до 2100 начиная с Нового года, и отсутствие снега рост цен не остановило. Насколько удалось узнать, цена на новый и старые подъемники различается. Дополнительные расходы — баня и шашлыки.


Думаю, что возвращаться на Эльбрус имеет смысл уже фрирайдером — тоже своего рода стимул для повышения уровня. Все-таки эта гора рассчитана на профессионалов. Новичок-любитель не найдет здесь должного разнообразия зеленых, синих, красных трасс, но при этом гора огромна, и при должном уровне спортивного мастерства здесь можно с удовольствием провести не одну неделю.


Эльбрус – стратовулкан в составе Главного Кавказского хребта, самая высокая точка России и Европы. Последнее извержение состоялось около 5120 лет назад. Восточная (5621 м) и западная (5642 м) вершины находятся на расстоянии 1,5 км друг от друга. Местное (кабардино-балкарское) имя горы – Шат. Средняя крутизна склонов составляет 35°. Ледники Эльбруса питают три наиболее крупные реки Кавказа и Ставрополья: Баксан, Малку и Кубань. Первое восхождение на Эльбрус состоялось в 1829 году, первый спуск на лыжах с вершины – в 1939 году. В годы Великой отечественной войны здесь шли ожесточенные бои, память павших советских солдат и офицеров увековечена самым высокогорным в мире памятником «Героям обороны Приэльбрусья» (3500 м, 219 имен погибших воинов). Эльбрус – знаковое место для альпинистов, воспетое Владимиром Высоцким, Юрием Визбором и другими бардами. В 1966 году Станислав Говорухин снимал в Приэльбрусье свой фильм «Вертикаль».


Классификация горнолыжных трасс (Россия) 

Зеленая – уклон 5-15% (тангенс угла, умноженный на 100), ширина 15-40 м, поверхность снега обработана (укатана ратраком) 

Синяя - уклон 15-25%, ширина 20-40 м, обработана 

Красная - уклон 25-40%, ширина 30-40 м, обработана 

Черная - уклон свыше 40%, ширина 35-40 м, может быть не обработана  


Проголосовало: 2

Еще по теме:

Ее волшебные миры Вокруг нас
Ее волшебные миры
ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ИРИНЫ АХМЕТОВОЙ СТАЛО ДЛЯ МЕНЯ НАСТОЯЩИМ ОТКРЫТИЕМ
Узнать больше
Жажда странствий Вокруг нас
Жажда странствий
С Ольгой Савченко, делопроизводителем отдела по транспорту нефти, мы познакомились во время проведения фотоконкурса среди сотрудников консорциума.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.