КТК 25 лет

Производство, терминология, безопасность

С точностью до метра

Статья в декабрьском номере "Панорамы КТК" рассказывает о работе Группы ГИС/САПР

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ДИАГНОСТИКЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОГО 1,5-ТЫСЯЧЕКИЛОМЕТРОВОГО НЕФТЕПРОВОДА КТК СОТРУДНИКИ КОМПАНИИ ОБРАБАТЫВАЮТ ОГРОМНЫЕ ОБЪЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. В ЭТОМ ИМ ПОМОГАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ГРУППЫ ГИС

Автор: Павел Кретов

СЕРВЕР И КЛИЕНТ

ГИС-технологии существуют в КТК с самого начала производственной деятельности компании и предназначены для работы с любой пространственной информацией. Первое время это были довольно простые программы для картирования и картографирования, но сегодня они уже развились в сложный комплекс клиент-серверных программ, которые позволяют работать с большим количеством типов пространственной информации. 

Об этом корреспонденту «Панорамы КТК» рассказывает старший специалист по ГИС/САПР Дмитрий Кушнарев. В области геоинформационных технологий он работает более 25 лет. В 1990-х годах Дмитрий участвовал в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», обеспечивал внедрение ГИС на предприятиях нефтегазовой и угледобывающей промышленности. Среди повседневных задач, которые решает Дмитрий в Группе ГИС/САПР, —поддержка работы инфраструктуры и программного обеспечения геоинформационной системы КТК, что подразумевает администрирование, пополнение баз данных и т.д.

Неподготовленному читателю необходимо сразу дать два пояснения. Во-первых, что представляет собой клиент-серверная программа? Это такое приложение, работа которого включает в себя две составляющие: клиент просит сервер о какой-либо услуге, отправив ему сообщение с запросом, а сервер, изучив запрос клиента, выполняет соответствующие операции и затем отправляет назад клиенту сообщение с ответом. Иногда клиент и сервер могут быть вовлечены в расширенный диалог из запросов и ответов.

Обычно клиентское приложение взаимодействует с пользователем, а серверное приложение предоставляет доступ к некоторому совместно используемому ресурсу.

Во-вторых, что такое пространственная информация? Она отображает реально существующие объекты с привязкой их к местности, то есть все эти объекты имеют координаты. Такая информация может храниться в базе данных на сервере, и программное обеспечение ГИС позволяет с ней эффективно работать.


От теории к практике: освоение приемов работы со спутниковым геодезическим оборудованием


КАЖДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

Сейчас в распоряжении сотрудников компании имеется программное обеспечение, выполненное на платформе ArcGIS американской компании ESRI. Эта фирма — такой же лидер в области геоинформационных программных продуктов, как Microsoft в решениях для офисов.

Программное обеспечение состоит из серверной и, соответственно, клиентской части, которая представляет собой веб-приложения.

Они размещены на сервере КТК и доступны сотрудникам в соответствии с кругом выполняемых ими задач.

Группа ГИС непосредственно подчиняется менеджеру по эксплуатации и техническому обслуживанию линейной части нефтепровода. Поэтому основной круг решаемых данным коллективом задач так или иначе связан с потребностями специалистов линейной службы.

Параллельно группа развивает свои технологии и инструменты и для других подразделений, в частности начинает работать со Службой безопасности КТК.

— Ранее ГИС КТК, по сути, представляла собой информационно-поисковую систему общего назначения с интегрированной в нее в основном обзорной информацией по нашей нефтепроводной системе, — объясняет Дмитрий Кушнарев. — Сейчас вектор развития ГИС в компании изменился и направлен на решение конкретных специализированных задач с использованием ГИС-технологий и целевых данных. За последние два года нашим подрядчиком проведена большая работа по обработке огромного объема накопившейся в КТК пространственной информации, по переводу ее в единое информационное поле для удобного использования в веб-приложениях.

Это, а также развивающиеся технологии позволят на базе единой, централизованно хранящейся информации о нефтепроводной системе КТК создавать тематические веб-приложения с распределенным доступом для помощи в решении профильных производственных задач сотрудникам компании.

— Сейчас у нас есть обзорное приложение, доступ к которому предоставлен всем сотрудникам КТК, — продолжает Дмитрий Кушнарев. — В нем отображаются карта с объектами нефтепровода, сама линия нефтепровода, нефтеперекачивающие станции, задвижки и т.д.

А есть расширенное приложение, предназначенное для специалистов линейной службы, где, кроме осевой линии, представлено множество дополнительной информации о линейной части нефтепроводной системы КТК: местоположение и характеристики секций трубопровода, изоляция, объекты электрохимзащиты, ремонтные конструкции, приварные элементы и т.д. Сейчас, когда это приложение создано, мы можем дальше наполнять его информацией, уточнять ее и, что особенно важно, отлаживать механизм по актуализации данных.



С ПЛАНШЕТОМ ПО ТРАССЕ

Сегодня Группа ГИС приступает к внедрению технологии мобильных ГИС-приложений. Их преимущества в том, что сотрудник не только из офиса, но и непосредственно на трассе с планшета (и даже в отсутствие Интернета) имеет возможность получить полную информацию по участку нефтепровода. На карте он может видеть все объекты нефтепроводной инфраструктуры относительно своего положения (линейную часть, знаки, пересечения с различными коммуникациями), движениями пальцев на сенсорном экране открывая чертежи и получая другую необходимую информацию.

Еще с помощью мобильных приложений удобно собирать информацию при проведении плановых осмотров, ремонтов, аудитов на производственных объектах КТК. Данные, введенные в поле (в том числе описательная информация, координаты, фотографии и т.д.), при наличии или появления Интернета моментально пересылаются на сервер и становятся доступными всем заинтересованным сотрудникам компании.

«ЯКОРЯ» и «МАРКИ»

Ведущий специалист по ГИС/САПР Игорь Бирюков дополняет рассказ другими важными текущими и перспективными проектами, выполняемыми для нужд компании. Игорь — один из ветеранов Консорциума, работать в проект КТК он пришел в 1998 году. Вот уже 22 года в его обязанности входит создание карт для руководителей и специалистов, взаимодействие с различными подразделениями КТК (с Группой земельного права, инженерами-экологами, сотрудниками Департамента по проектам и проектированию), а также выполнение запросов по предоставлению пространственной информации сторонним организациям и органам власти.

— Сейчас мы с помощью подрядчиков устанавливаем сеть грунтовых реперов на речных переходах и на площадках магистральных крановых узлов по всей протяженности нефтепровода, — рассказывает Игорь Бирюков. — Это такие долговременные сооружения, состоящие из подземной части, «якоря», прочно связанного с грунтом, и надземной «марки» — столбика, металлического оголовка с центром. Координаты центра и его высота над уровнем моря определяются высокоточными GPS-измерениями с пунктов государственной геодезической сети (ГГС).

Получаемые таким образом координаты используются для регламентных измерений на объектах и сооружениях КТК, для топографической съемки и привязки объектов нового строительства. Развитая сеть реперов позволяет обеспечить единство измерений при мониторинге состояния трубопровода КТК. Это математическая основа модели линейной части трубопровода.

Еще одно важное направление работы — регулярное проведение топографической съемки, воздушного лазерного сканирования отдельных участков нефтепровода. Таким образом специалисты получают точные и актуальные цифровые модели рельефа. Затем эти данные используются, например, при проектировании и строительстве объектов нефтепровода, либо при моделировании аварийных разливов нефти. Это позволяет предусмотреть дополнительные меры защиты объектов гражданской инфраструктуры, населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий.

Необходимость в проверке и пересмотре количественных и качественных характеристик защитных сооружений (земляных валов, амбаров, дамб и канав) возникает при изменении режимов перекачки, сооружении новых построек, изменении ландшафта и т.д.


Установка геодезического GPS-приемника в качестве базы. Через антенну на триподе (слева) точная дифференциальная поправка со спутниковой GPS-антенны (справа) передается по радиомодему на 10-15 км, позволяя геодезистам с приемниками-"роверами" выполнить точные (с погрешностью несколько сантиметров в плане) измерения в поле.


ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Как будут развиваться геоинформационные системы КТК в дальнейшем?  Консорциум работает над повышением объема транспортировки и отгрузки в рамках ПУУМ, модернизируется оборудование, внедряются новые технологии. 

— Наиболее приоритетная и важная задача на сегодня — внедрение системы управления целостностью линейной части НС КТК, — рассказывает о планах Группы ГИС Дмитрий Кушнарев. — Система управления целостностью трубопроводов (СУЦ) — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение надежного и эффективного функционирования трубопроводной системы при выполнении требований безопасной эксплуатации. В рамках внедрения СУЦ предполагается написание новых и корректировка имеющихся процедур и внутренних руководящих документов по техобслуживанию и эксплуатации, внедрение информационно-аналитической системы. На тему внедрения информационно-аналитической системы мы сейчас тесно контактируем с одним из лидеров в этой области — немецко-голландской компанией Rosen.

Предлагаемый компанией Rosen интеллектуальный модуль NIMA позволяет удобно хранить и использовать большое количество разнородной информации о линейной части трубопровода и является мощным инструментом для анализа данных и определения текущего состояния магистрали с применением передовых методик, используемых операторами трубопроводных систем во всем мире. Анализ производится с помощью настроенных процессов-инструментов, входящих в состав программного комплекса. NIMA, как и ГИС КТК, базируется на программном обеспечении ArcGIS и, по сути, является специализированной надстройкой над ГИС.

— Такие решения позволяют не только собрать актуальную информацию по объектам, но и, создав единое информационное ядро, вывести на новый уровень анализ, а значит, более точно прогнозировать состояние нефтепроводной системы и оперативно принимать эффективные решения, — резюмирует Дмитрий Кушнарев.

Учитывая, что руководством Консорциума поставлена задача развивать ГИС не только по линейной части, но и по другим объектам нефтепровода (НПС, Морской терминал), важно, что Rosen в рамках модуля NIMA сейчас разрабатывает специализированные программные решения и для этих производственных площадок.

Также в число задач, планируемых к решению в ближайшем будущем, входит создание новой системы километража КТК, которая учтет изменения в протяженности линейной части, обусловленные завершенным в 2018 году Проектом расширения мощностей трубопроводной системы. Современные ГИС-технологии позволяют вести учет длины нефтепровода КТК с точностью до метра, но километраж на большинстве информационных указателей, чертежах и множестве документов компании оставлен старый, без учета удлинения на участке 0–130 км и замененного участка трубопровода на новый диаметр с 116 по 204 км. Актуализация длины линейной части позволит перевести весь нефтепровод на новую систему километража, когда будет поставлена такая задача.

— Постоянно обновляющаяся и развивающаяся геоинформационная система КТК лежит в основе многих перспективных инноваций, — говорит Игорь Бирюков. — Большое будущее у таких направлений, как мониторинг линейной части с использованием беспилотных аппаратов, наземное лазерное сканирование для создания высокоточных моделей объектов, использование мобильных устройств работниками КТК «в поле»: для навигации, отображения и сбора информации об объектах нефтепровода.

А вообще-то, как сказал президент компании ESRI Джек Данджермонд, возможности геоинформационных систем ограничены лишь воображением тех, кто их использует.


Проголосовало: 1

Еще по теме:

SCADA-эволюция Новости нефтепровода
SCADA-эволюция
Сегодня работа объектов Каспийского Трубопроводного Консорциума контролируется с диспетчерских пультов и системой веб-мониторинга SCADA Review. Это второе поколение информационного комплекса SCADA и модернизация продолжается
Узнать больше
КБП для начинающих Новости нефтепровода
КБП для начинающих
В 2021 году будет разработана трехлетняя производственная программа КТК на 2022–2024 годы, основанная на новом подходе — процессе Комплексного бизнес-планирования
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.