КТК 25 лет

Производство, терминология, безопасность

При взаимной поддержке

В сентябрьском номере "Панорамы КТК" специалистами детально анализируется инцидент, произошедший 7 августа 2021 года

СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ 7 АВГУСТА НА МОРСКОМ ТЕРМИНАЛЕ КТК РАЗДАЛСЯ СИГНАЛ ТРЕВОГИ. ВПЕРВЫЕ ЗА 20-ЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕПОРТА ЭТОТ СИГНАЛ НЕ БЫЛ УЧЕБНЫМ


КАК ЭТО БЫЛО

В 16:49 по московскому времени мастер по швартовке судов доложил о выходе нефти с выносного причального устройства (ВПУ-1) при погрузке танкера Minerva Symphony. В соответствии с алгоритмом действий были немедленно перекрыты задвижки соответствующих трубопроводов. В действие был введен План по предупреждению и ликвидации разливов нефти. В Новороссийск срочно вылетел генеральный директор КТК Николай Горбань — уже к вечеру того же дня он был на месте событий. На Морском терминале объявили сбор Штаба руководства операцией (ШРО), в состав которого вошли как руководство КТК, так и представители всех государственных надзорных органов. Что бы потом ни утверждали отдельные СМИ про попытки сотрудников Консорциума утаить «космический» масштаб инцидента, все профильные ведомства были сразу проинформированы о случившемся согласно схеме оповещения. Операция по ликвидации последствий выполнялась на глазах представителей МЧС, Росприроднадзора, прокуратуры, других наблюдателей. Они видели все маневры судов, последовательность и результаты действий аварийных бригад.

— Силы и средства ООО «Транснефть-Сервис» отработали очень оперативно, раньше установленных временных нормативов, — рассказал руководитель КТК на пресс-конференции 13 августа. — Четыре аварийных ордера выставили практически моментально. Если бы не эти слаженные действия, то последствия могли бы быть намного хуже.

В сложных погодных условиях локализацию и ликвидацию разлива нефти на площади около 200 кв. м аварийно-спасательные формирования завершили к 22:42 по московскому времени и приступили к мониторингу. Инженеры-экологи КТК совместно со специалистами подрядной организации и независимых лабораторий организовали контроль состояния атмосферного воздуха и воды в акватории Морского терминала и прибрежных районах.



НЕТ ПОВОДА ДЛЯ ПАНИКИ

На время ликвидации последствий нештатной ситуации отгрузка нефти на Морском терминале КТК была временно остановлена. По данным на утро 8 августа, ситуация была нормализована и не представляла опасности для местного населения, флоры и фауны Черного моря.

12 августа 2021 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и генеральный директор КТК вместе с представителями СМИ совершили облет на вертолете акватории и побережья Черного моря от Морского терминала в Южной Озереевке до пляжа в Дюрсо, где поговорили с отдыхающими.

— В результате облета мы увидели, что в настоящий момент море чистое. Поводов для паники, угрозы туристам и Черноморскому побережью не существует. Для нас сегодня самое главное, что все оперативно устранили, — прокомментировал увиденное Вениамин Кондратьев.

13 августа Роспотребнадзор опубликовал официальные результаты проверки черноморской акватории. «Содержание нефтепродуктов в пробах морской воды в зонах рекреации новороссийской и анапской акваторий не превышает предельно допустимые концентрации (ПДК)», — отмечалось в сообщении.



ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Держали руку на пульсе и региональные специалисты-экологи. О результатах проб морской воды и воздуха, ежедневно бравшихся в течение двух недель после инцидента, сообщали независимые лаборатории «Сфера» и «Кубань ЭКОпроект». Они мониторили экологическую обстановку в акватории Морского терминала и в прилегающих районах, отбирали пробы воды, воздуха, Консорциум инициировал забор проб донных отложений.

Так, согласно данным на 14 августа, содержание нефтепродуктов в воде дельфинария в Большом Утрише не превысило 0,02 мг на 1 литр. Запах нефтепродуктов отсутствовал. В предшествовавшие дни показатели были схожими. Нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) нигде превышены не были. Содержание нефтепродуктов 14 августа в воде на глубине 30 см в 100 м от ВПУ в северо-восточном направлении составляло 0,03 мг на 1 куб дм. В дальнейшем оно снизилось до 0,02 мг на 1 литр. Результаты исследования «Сферы» документально подтвердила испытательная лаборатория Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра (филиал Кубанского государственного университета). Эксперты отметили, что при существующей норме ПДК для нефтепродуктов в водоемах рыбохозяйственного значения 0,05 мг на 1 куб. дм вода в акватории Морского терминала и прилегающих районах через неделю после инцидента содержала в 2,5 раза меньше загрязнений по основным параметрам, чем это допускается существующими нормативами. Воздух, замеры которого производились в 10 точках (на пляжах, в поселках от Южной Озереевки до Большого Утриша, на границе санитарно-защитной зоны Морского терминала) также оказался в несколько раз чище допустимых норм загрязнения. Так, содержание в нем предельных углеводородов и бензола (главных «ароматических составляющих» нефтепродуктов) за две недели замеров оказалось в 4–6 раз ниже значений среднесуточных ПДК. 9 сентября были опубликованы результаты проб донных отложений, взятых лабораторией «Сфера» в районе пляжа в Южной Озереевке и у побережья немного восточнее Морского терминала. Исследовались главные признаки осаждения тяжелых фракций нефти: меди, свинца и цинка. Их количество не превысило порога обнаружения нефтепродуктов в донных отложениях. Так был окончательно развеян миф о «видном из космоса нефтяном пятне, которое исчезло буквально за сутки за счет осаждения на дно и испарения».



ОСНОВНАЯ ВЕРСИЯ

Для расследования причин и условий, приведших к инциденту, была создана специальная комиссия. Специалистам сразу стало очевидно, что причиной инцидента послужило разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ. Экспертам было поручено рассмотрение различных версий произошедшего, основной из которых стал скрытый заводской брак. Одновременно была проведена комплексная проверка всего аналогичного оборудования. Все гидрокомпенсаторы тщательно осмотрели, при этом дефектов выявлено не было. Поставщик получил заказ на новую партию гидрокомпенсаторов и достаточно оперативно — за 20 дней — эти детали были доставлены на Морской терминал. 5 сентября специалистами ООО «Транснефть-Сервис» на ВПУ-1 была произведена замена обоих гидрокомпенсаторов. Операция производилась в соответствии с технической документацией изготовителя и с соблюдением требований государственных контролирующих органов России. По завершении приемочных гидроиспытаний отремонтированное ВПУ-1 будет вновь введено в эксплуатацию, также будет осуществлена замена обоих гидрокомпенсаторов на ВПУ-2.

На пресс-конференции 13 августа генеральный директор КТК отметил, что до марта 2021 года обслуживание и эксплуатацию ВПУ выполняла иностранная компания и российские специалисты не имели какого-либо доступа ни к оборудованию, ни к документации к нему.

— Теперь этой работой занимается отечественная компания. Сейчас мы полностью контролируем ситуацию, рассматриваем вопросы по техническому обслуживанию и приобретению комплектующих, —подчеркнул Николай Горбань.

НАДЕЖНОСТЬ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

На 2022–2023 годы намечена плановая замена ВПУ-1 и ВПУ-2. Весь комплекс работ будет осуществляться поэтапно.

— Это серьезное оборудование, рассчитанное на штормовые нагрузки Черного моря, поэтому при проектировании все тщательно перепроверяем: якорные цепи, подводящий трубопровод. Без соответствия необходимым требованиям надежности мы не дадим добро на производство, — пояснил генеральный директор КТК.

Остановленная на время ликвидации последствий инцидента отгрузка нефти после проверки систем трубопровода была возобновлена уже на следующий день, 8 августа. Нештатная ситуация не отразилась ни на выполнении годового плана по транспортировке, ни на темпах выплат дивидендов акционерам, ни на ходе реализуемой, в том числе на Морском терминале, Программы устранения узких мест.

Среди вопросов, заданных журналистами на пресс-конференции, был и такой: как произошедшее сказалось на моральном состоянии сотрудников КТК?

— В кризисной ситуации коллектив Консорциума проявил высокие морально-волевые качества, — ответил Николай Горбань. — Я общался со специалистами и здесь в Новороссийске, и в Московском офисе, и в Краснодарском – все друг друга поддерживают, продолжая работать профессионально и максимально слаженно. Руководство компании и акционеры поблагодарили сотрудников и подрядчиков КТК за оперативные действия, за надежную работу каждого на своем месте в этот непростой период.


Еще по теме:

Экопробы: вода и донные отложения В фокусе
  • 23.09.2021
Экопробы: вода и донные отложения
Результаты анализа проб донных отложений и воды в акватории Морского терминала КТК и прилегающих районах
Узнать больше
Нормализация экологической обстановки в районе Морского терминала КТК подтверждена объективным контролем В фокусе
Нормализация экологической обстановки в районе Морского терминала КТК подтверждена объективным контролем
По состоянию на 14 августа 2021 года экологическая обстановка в районе Морского терминала Каспийского Трубопроводного Консорциума (Южная Озереевка, МО г. Новороссийск) остается стабильной и не вызывает оснований для беспокойства
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.