КТК 25 лет

Производство, терминология, безопасность

В условиях действующего производства

ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ КТК В РАМКАХ ПРОГРАММЫ УСТРАНЕНИЯ УЗКИХ МЕСТ (ПУУМ)

В предыдущем номере журнала рассказывалось об общей стратегии реализации программы устранения узких мест (ПУУМ). В новом цикле статей будут освещаться текущие и перспективные вопросы, решаемые в рамках программы.

В сегодняшней статье речь пойдет о Береговых сооружениях Морского терминала (БС МТ), где предстоит построить новые узлы систем измерения количества и показателей качества нефти (СИКН), новый узел регулирования давления (УРД), систему сброса давления (ССД) и модернизировать существующие УРД.

Цель данного строительства и модернизации — повышение надежности бесперебойной работы системы и обеспечение технической возможности погрузки нефти по трем линиям ВПУ одновременно.

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ ПУУМ

Расположенный непосредственно на берегу Черного моря, этот, без сомнения, самый живописный объект компании является самым сложным объектом предстоящей ПУУМ с точки зрения проектирования и дальнейшего строительства. Инженерные решения должны учесть сложный горный рельеф (перепады отметок непосредственно на участке БС МТ достигают более 20 м), наличие скальных пород.

БЕРЕГОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ МОРСКОГО ТЕРМИНАЛА - САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПУУМ

Ввиду близости застройки и действующего оборудования Береговых сооружений скальные породы необходимо разбирать исключительно механическим способом с использованием тяжелой строительной техники, без проведения буровзрывных работ, которые выполнялись при первоначальном строительстве БС МТ.


Немаловажный фактор — минимум свободного места для размещения проектируемых объектов внутри существующего периметра, что влечет за собой жесткие ограничения при размещении проектируемых СИКН на прилегающей территории. С двух сторон Морской терминал КТК граничит с землями лесного фонда с редкими видами растений, с третьей стороны вплотную примыкает к заборам жилого поселка, с южной стороны ограничен морем.

Поэтому нужно помнить о необходимости выполнения строительно-монтажных работ на действующем объекте в условиях ограниченного пространства с учетом совмещенных работ по обслуживанию оборудования службами департамента эксплуатации.

ПРОСТРАНСТВО ВАРИАНТОВ

Площадка размещения проектирования СИКН была определена на стадии сбора исходных данных (СИД) проектным институтом — это будет часть площадки прилегающей к Береговым сооружениям территории. Однако, согласно первоначальным решениям, принятым на этапе окончательного решения об инвестициях (ОРИ) и сбора исходных данных, предусматривалось заглубление площадки на почти 20 м в скале с выравниванием уровня новой площадки с существующими сооружениями БС МТ и последующей подземной прокладкой технологических трубопроводов к точке подключения в действующие УРД.


Наравне с несомненным преимуществом одноуровневого расположения, отсутствия лестниц, простоты маршрута движения для эксплуатационного персонала данное решение имело ряд недостатков: это значительный объем работ по разработке и последующей перевозке скального грунта (более 220 тыс. м³); высота бетонных подпорных стенок по периметру площадки СИКН, достигающая 17 м по всем трем сторонам; необходимость устройства полноценного обслуживаемого подземного туннеля под существующим внутриплощадочным проездом и действующими коммуникациями БС МТ. Также в соответствии с первоначальными решениями требовалось демонтировать порядка 150 м существующего бетонного водоотводного лотка шириной 5 м, посредством которого осуществляется водоотведение со всех горных склонов, примыкающих к территории БС МТ. Во время детального рассмотрения была выявлена необходимость сохранения этого лотка с точки зрения экологических требований, причем сохранение его во внепроизводственной территории БС МТ.

ГЛУБОКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

В связи с тем, что подобные вопросы имеются практически на каждом объекте ПУУМ, руководство ПУУМ приняло решение о введении такого инструмента, как Deep dive, или дословно «Глубокое погружение», — выездные производственные совещания непосредственно на площадке будущего строительства с участием всех заинтересованных служб ПУУМ, Департамента эксплуатации и проектного института для углубленного анализа проектных вопросов и проработки основных технических решений, удовлетворяющих все стороны, до начала основного этапа проектирования. 

Это уже принесло первые значимые результаты. Так, в ходе выездного совещания на БС МТ совместно с руководством и ответственными специалистами ДЭ Морского терминала удалось значительно оптимизировать проектные решения, принятые на этапе ОРИ, а именно: значительно уменьшить объем разрабатываемого скального грунта с 220 тыс. м³ до 138 тыс. м³ (и эта работа продолжается), уменьшить высоту подпорных стенок (теперь это переменная величина от 0,5 м до 10,5 м вместо 17 м по всем трем сторонам). Сохраняется весь водоотводной лоток, не требуется строительства обслуживаемого туннеля — вместо него будет запроектирован воздушный переход через существующий внутриплощадочный проезд и действующие коммуникации одновременно с оптимизацией трассы технологических трубопроводов.

ДО НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА

В дальнейшем, по мере выполнения работ по проектированию, аналогичные

выездные совещания c углубленным анализом проектных вопросов будут проведены по всем ключевым объектам ПУУМ на территории РФ и РК. И это не последние эффективные инструменты, которые планирует использовать команда ПУУМ для достижения поставленной руководством компании цели. Планируется ввести подобные выездные совещания с презентацией всех проектных решений и их детальным анализом на проектируемых объектах ПУУМ с представителями всех заинтересованных служб ДЭ на постоянной основе на стадии 40 и 80% готовности рабочей документации до ее утверждения «в производство работ».

3D-МОДЕЛИ ПРОЕКТИРУЕМЫХ СИКН НА БС МТ СОЗДАЮТСЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНО ДЕТАЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ ПРОЕКТА


Кроме того, проектной группой прорабатывается вопрос о выполнении сложных с точки зрения реализации проектов (таких как строительство СИКН на БС МТ) в формате 3D для максимально детальной проработки проекта обозначения всех существующих и проектируемых коммуникаций, выявления нестыковок между разными дисциплинами. Первые визуализации проекта уже дают ясное представление об объеме и сложности работ.

Как еще одно перспективное направление ПУУМ прорабатывается вопрос о разработке раздельных пакетов документации с детальным последовательным планированием фронта работ для строительного подрядчика на стадии подготовки строительно-монтажных работ.

Принятый подход к проектированию позволит добиться получения качественной рабочей документации, учитывающей в том числе пожелания заинтересованных служб АО «КТК-Р» до начала строительства и в будущем избежать многих вопросов на этапе реализации ПУУМ.


Авторы:

Дмитрий Медведовский, заместитель менеджера по проектированию,

Михаил Мартынов, главный инженер по МТ


Проголосовало: 4

Еще по теме:

Об отгрузке нефти на Морском терминале КТК в октябре Новости нефтепровода
Об отгрузке нефти на Морском терминале КТК в октябре
За октябрь 2019 года на Морском терминале (МТ) КТК было отгружено 5 490 387 тонн (43 460 564 баррелей) брутто, что на 7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Узнать больше
Об отгрузке нефти на Морском терминале КТК в августе Новости нефтепровода
Об отгрузке нефти на Морском терминале КТК в августе
C 2001 года по 31 августа 2019 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 624 124 579 тонн нефти нетто
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.