Производство, терминология, безопасность

От Каспия к Черному морю

В ПРИКАСПИЙСКОЙ НИЗМЕННОСТИ КАЛМЫКИИ, В 70 КМ ОТ МОРЯ, РАСПОЛОЖЕНА НПС «КОМСОМОЛЬСКАЯ». СТАНЦИЮ ВВЕЛИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В 2003 ГОДУ, РЕКОНСТРУИРОВАЛИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РАСШИРЕНИЯ В 2014-М

Еще больше возросло значение станции в трубопроводной системе КТК в октябре 2016-го, когда через узлы учета НПС начался прием нефти, добываемой на Каспии ПАО «ЛУКОЙЛ». Сегодня НПС «Комсомольская» — крупнейшая из шести станций Центрального региона КТК.

СОВРЕМЕННО, ТЕХНОЛОГИЧНО, КРАСИВО

Нефть с месторождений им. Филановского и им. Корчагина, разрабатываемых ПАО «ЛУКОЙЛ», поступает в нефтепровод Тенгиз — Новороссийск с 1 октября 2016 года. В конце октября 2016 года на Морском терминале Консорциума был загружен первый танкер с нефтью с указанных российских месторождений.

Для перекачки углеводородов на берег нефтяной компанией была построена система подводных и сухопутных нефте- и газопроводов. Реализация проекта Береговых сооружений началась в 2013 году и состояла из четырех этапов, включающих строительство основных объектов, а также вахтового поселка, общежития, газораспределительной станции и др. Нефть поступает по подводному трубопроводу в резервуарный парк головных береговых сооружений, а затем сдается в систему Каспийского Трубопроводного Консорциума для дальнейшей транспортировки на экспорт.

С борта вертолета нефтеперекачивающая станция КТК и расположенные в 500 м от нее Береговые сооружения «ЛУКОЙЛа» выглядят одинаково современно, технологично и красиво. Их можно было принять за единое целое, если бы не различие в корпоративных цветах: объекты Консорциума — бело-синие, объекты нефтяной компании — бело-красные.

СОСЕДИ И КОЛЛЕГИ

Начальник смены НПС «Комсомольская» Андрей Сапрыкин хорошо помнит период подготовки к приему нефти от «ЛУКОЙЛа».

— Рядом со станцией были разработаны котлованы и проложен временный полевой трубопровод для испытания и пусконаладки узла учета нефти с помощью нефти КТК-Р. После завершения этого этапа были подключены трубопроводы от компании «ЛУКОЙЛ», и в октябре начался прием нефти, — говорит Андрей Сапрыкин.

Поступающая нефть имеет в своем составе парафин, и это накладывает свои особенности на работу с ней. Начальнику смены необходимо постоянно следить за тем, чтобы температура сырья не опускалась ниже 20°С, что повышает ее вязкость и вызывает выпадение осадка в резервуарах. Когда температура нефти приближается к указанной отметке, начальник смены НПС «Комсомольская» звонит своему коллеге на станции «ЛУКОЙЛа» и просит запустить печи подогрева нефти. На НПС Береговых сооружений нефтедобывающей компании таких печей три, из которых две основные и одна резервная.

— Мы поддерживаем постоянную связь с коллегами из «ЛУКОЙЛа», знаем их по именам и ведем совместную регулировку, — продолжает Андрей Сапрыкин.

Через систему SCADA сотрудники КТК видят у соседей все необходимые показатели: уровень нефти в резервуарах, ее температуру, плотность, работу насосов, данные о давлении на входе и выходе.

— Например, если на приеме на НПС «Комсомольская» низкое давление, мы можем попросить наших коллег поднять расход. А если давление высокое, они, в свою очередь, могут нас попросить увеличить прием, — объясняет начальник смены.

Изменения в давлении могут вызывать также пропуск по трубопроводу Береговых сооружений средств очистки и диагностики, заполнение резервуаров и технологического оборудования, плановые работы на узлах учета, и все это, конечно, требует координации действий специалистов КТК и «ЛУКОЙЛа».

ДВОЙНОЙ КОНТРОЛЬ

Но только этим сотрудничество, разумеется, не ограничивается. Представители нефтяной компании обязательно присутствуют при выполнении контроля метрологических характеристик расходомеров, плотномеров, датчиков температуры, давления, вискозиметров. Кроме того, каждое утро представитель нефтяной компании участвует в отборе пробы нефти из автоматического пробоотборника на узле учета НПС «Комсомольская» и вместе с сотрудниками КТК доставляет ее в аналитическую лабораторию, где присутствует при проведении всех испытаний и оформлении документов.

Аналитическую лабораторию на НПС «Комсомольская» ввели в строй в середине лета 2016 года. Строительство этого объекта буквально с первого колышка и до получения аккредитации курировала заведующая испытательной лаборатории Ольга Симашкина.

— Мы многое поменяли по сравнению с первоначальным проектом: расположение систем электро- и водоснабжения, вентиляции, переставили шкафы управления, — говорит она.

При создании лаборатории на НПС «Комсомольская» Ольга Симашкина привнесла опыт, полученный ею при вводе в строй других аналогичных объектов. А их у нее за плечами немало. Ольга вводила в эксплуатацию в «Транснефти» лаборатории на НПС «Сковородино» и НПС «Уяр», помогала в создании лабораторий на ПСП «Джалинда», в спецморнефтепортах «Козьмино» и «Усть-Луга».

Ожидается, что к 20 февраля 2020 года через узлы учета НПС «Комсомольская» КТК примет от ПАО «ЛУКОЙЛ» 15-миллионную тонну нефти с российских месторождений на Каспии. 

Начальник смены НПС «Комсомольская» Андрей Сапрыкин:

"Мы поддерживаем постоянную связь с коллегами из «ЛУКОЙЛа», знаем их по именам и ведем совместную регулировку".















Заведующая испытательной лаборатории НПС "Комсомольская" Ольга Симашкина:

"В создание лаборатории на НПС «Комсомольская» был привнесен опыт, полученный при вводе в строй аналогичных объектов ПАО «Транснефть»: лаборатории на НПС «Сковородино», НПС «Уяр», на ПСП «Джалинда», в спецморнефтепортах «Козьмино» и «Усть-Луга».











Узел отбора проб нефти

Проголосовало: 1

Еще по теме:

Комплексные совместные практические учения в Казахстане Новости нефтепровода
Комплексные совместные практические учения в Казахстане
29 ноября 2019 года Каспийский Трубопроводный Консорциум в координации с АО «КазТрансОйл» и ТОО «Тенгизшевройл» провел в Казахстане Комплексные совместные практические учения (КСПУ).
Узнать больше
Учения группы по телекоммуникациям КТК Новости нефтепровода
Учения группы по телекоммуникациям КТК
05-06 сентября 2019 года на Морском терминале КТК прошли практические учения сил группы по телекоммуникациям АО «КТК-Р» и АО «КТК-К» по восстановлению магистрального кабеля волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) КТК.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.