КТК 25 лет

Производство, терминология, безопасность

С большим ресурсом надежности

В 2019 году на газораспределительной станции НПС "Кропоткинская" был введен в эксплуатацию новый подогреватель газа. Это позволило существенно повысить надежность работы основного оборудования.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ И МЕНЬШИЙ ИЗНОС 

– Новый подогреватель заменил в работе старую установку, действовавшую с 2008 года, – поясняет менеджер по техническому обслуживанию НПС Западного региона Андрей Козин. – В 2020 году мы планируем демонтировать старый подогреватель, установив на его месте еще один новый, что обеспечит взаимное резервирование данного оборудования.

В трубопроводной системе КТК НПС «Кропоткинская», расположенная в Краснодарском крае, – одна из четырех станций, чьи магистральные насосы приводятся в действие газотурбинными установками. Такая же схема реализована на НПС «Атырау» в Казахстане, на НПС «Комсомольская» в Калмыкии и на А-НПС-4А в Астраханской области.

Ветераны Консорциума помнят, что первоначально турбины НПС «Кропоткинская», имеющие модули как газового, так и жидкого топлива, работали на дизеле. Но даже при эксплуатации на тот момент всего двух газотурбинных двигателей (приводящих в движение магистральные насосы) и одного турбогенератора (обеспечивающего электроэнергией всех остальных потребителей на территории НПС) требовалось слишком много весьма недешевого дизельного топлива.

– Вы только представьте себе: пока у нас сливался один 20-тонный бензовоз, второй уже стоял на воротах, – вспоминает Андрей Козин.

Немаловажным фактором было и то, что работающее в постоянном режиме на дизельном топливе оборудование имело повышенный износ, что требовало частую замену запчастей и неусыпного внимания к качеству поставлямой «солярки», особенно в зимний период.


Поэтому в 2009 году «Кропоткинскую» перевели на газовое топливо. Рядом с НПС построили газораспределительную станцию (ГРС), газ на которую поступает по ответвлению от магистрального газопровода Александровское – Ленинградское. Через ГРС голубое топливо по трубопроводу протяженностью 1,3 км подается в систему газораспределения станции и на вход в турбины насосов и генераторов. ГРС обеспечивает необходимые параметры давления и температуры газа. Необходимую температуру газа и обеспечивает подогреватель.

– На ГРС газ подогревается до 55 °С с тем расчетом, чтобы на турбины он поступал не холоднее +35 °С, – говорит Андрей Козин. – Такая температура обеспечивает безопасную, надежную и устойчивую работу оборудования.

В трубопроводной системе КТК НПС «Кропоткинская» – одна из четырех станций, чьи магистральные насосы приводятся в действие газотурбинными установками


ЗАПУСК С РЕЦИКЛА 

В построенную в 2002-м и введенную в эксплуатацию в 2003 году НПС «Кропоткинская» проектировщики с самого начала заложили большой запас надежности. Ведь в первые годы транспортировки нефти на магистрали КТК действовало всего пять нефтеперекачивающих станций. НПС «Кропоткинская» подхватывала поток черного золота, преодолевающий 500 км со стороны НПС «Комсомольская», и, увеличивая производительность, прокачивала его еще на почти 300 км непосредственно до резервуаров Морского терминала под Новороссийском. Поэтому для обеспечения безопасной и надежной работы оборудования «Кропоткинской» проектом предусмотрены линии рецикла.

В процессе транспортировки нефти по магистральному трубопроводу НС КТК иногда возникает необходимость в кратковременном снижении режима перекачки. Это связано с остановкой одной или нескольких НПС, расположенных выше по потоку.

В таких случаях запроектированные линии рецикла позволяют обеспечить безопасное изменение режима перекачки, переводом работы турбин через рециркуляционный коллектор НПС "Кропоткинская". После возобновления работы остановленных НПС турбонасосные агрегаты, работающие по линии рецикла, плавно переводятся в работу под нагрузкой, что обеспечивает увеличение производительности до проектных параметров. Помимо обеспечения гибкой схемы перекачки через НПС «Кропоткинская» линии рецикла позволяют проводить проверку вводимых после технического обслуживания или ремонтов турбонасосных агрегатов, без влияния на режимы работы других насосов.


Напомним, что в 2014 году по Проекту расширения мощностей трубопроводной системы на НПС «Кропоткинская» установили три новых турбонасосных агрегата. При этом были модернизированы и старые турбонасосные агрегаты: их производительность была доведена до характеристик новых путем увеличения мощности турбин, замены роторов насосов с увеличенным диаметром рабочих колес. В свою очередь, перевооружение основного оборудования станции предъявило новые требования и к системам ее энергообеспечения, поэтому компрессоры ГРС также заменили на более мощные.

Сегодня на крупнейшей в трубопроводной системе Тенгиз – Новороссийск НПС «Кропоткинская» в эксплуатации шесть магистральных насосов и четыре – подпорных. Станция успешно выполняет свои задачи и в аспекте проекта ПУУМ готова к дальнейшему планомерному увеличению пропускной способности трубопроводной системы КТК.

Еще по теме:

В марте КТК установил новый рекорд месячной отгрузки нефти Новости нефтепровода
В марте КТК установил новый рекорд месячной отгрузки нефти
За март 2020 года на Морском терминале (МТ) КТК отгружено 6 450 676 тонн (51 118 685 баррелей) брутто. Это на 495 682 тонн больше, чем в декабре 2018 года, когда КТК установил предыдущий рекорд месячной отгрузки.
Узнать больше
От Каспия к Черному морю Новости нефтепровода
От Каспия к Черному морю
В ПРИКАСПИЙСКОЙ НИЗМЕННОСТИ КАЛМЫКИИ, В 70 КМ ОТ МОРЯ, РАСПОЛОЖЕНА НПС «КОМСОМОЛЬСКАЯ». СТАНЦИЮ ВВЕЛИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В 2003 ГОДУ, РЕКОНСТРУИРОВАЛИ В РАМКАХ ПРОЕКТА РАСШИРЕНИЯ В 2014-М
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.