Производство, терминология, безопасность

На стыке технологий

Подробно и детально о замене танка плавучести на ВПУ рассказывается в репортаже декабрьского номера «Панорамы КТК»

В ПОСЛЕДНЕЙ ДЕКАДЕ ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА В НОВОРОССИЙСКЕ НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА К УНИКАЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ТАНКОВ ПЛАВУЧЕСТИ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ВЫНОСНЫХ ПРИЧАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ КТК. ОТВЕТСТВЕННАЯ РАБОТА В НЕПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ ОСЕННЕ-ЗИМНИХ ШТОРМОВ ПОТРЕБОВАЛА ОТ ГЕНПОДРЯДЧИКА ООО «АЛЬЯНС» И ЕГО СУБПОДРЯДЧИКОВ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

К операции было привлечено многоцелевое судно «Коммандер», оснащенное системой динамического позиционирования. Это значит, что судно имеет сложный комплекс навигационного и управляющего оборудования, позволяющего в автоматическом режиме и с высокой точностью сохранять заданное положение даже в неблагоприятных погодных условиях, без использования якорей или швартового оборудования, применяя лишь судовые движители.

— Наше судно оснащено системой класса II, — говорит капитан «Коммандера» Сергей Парамашкин. — Это подразумевает полное резервирование всех ее элементов, поэтому отказ одного из них не приведет к потере позиции судна. Мы сможем безопасно устранить поломку и вернуться к работе.

«Коммандер» сошел со стапелей в 2006 году в качестве судна снабжения офшорных нефтяных платформ. Однако в этом амплуа судно не проработало ни дня, а сразу было переоборудовано для ведения подводно-инженерных операций и в дальнейшем использовалось на международных проектах в Балтийском и Черном морях. Год назад «Коммандер» приобрел российский судовладелец: судно получило прописку в порту Санкт-Петербурга.



Для выполнения задач в акватории Морского терминала КТК на борт в рекордные сроки доставили все необходимое — более тысячи наименований различных материалов и оборудования со всей территории Российской Федерации. Был использован российский мобильный контейнерный водолазный комплекс МКВК-60 с двумя декомпрессионными барокамерами, с камерой и предкамерой, а также всеми системами жизнеобеспечения, отвечающим всем международным требованиям.

— Особенность данного проекта заключается в том, что он находится на стыке разных технологий, — комментирует руководитель группы проектов компании «Белуга» Николай Конюшков. — Это и подводные, и судовые работы, и гиронавигация. А все вместе мы сплоченная команда, которая, действуя синхронно, преодолевает любые трудности.



Для замены танков плавучести на выносных причальных устройствах также была привлечена команда опытных водолазов ООО «Европейская водолазная компания» (ООО «ЕВК») — 19 человек. Их предыдущий успешно выполненный проект — монтаж опорных блоков на сваях офшорного месторождения имени В.И. Грайфера в Каспийском море.

— Наши водолазы работали в замкнутом пространстве на глубине 20 м, — поясняет генеральный директор ООО «ЕВК» Андрей Кудрявцев. — В промышленном масштабе впервые применяли российскую инновационную разработку — подводный механизированный сварочный полуавтомат. С помощью этого оборудования мы за полтора месяца сварили 1,5 км шва.

А вот, к примеру, водолазный врач Александр Завьялов участвовал в операциях в Охотском море. Там водолазы действовали на глубине 90 м. Комплекс работ выполнялся методом длительного пребывания: водолазы около 30 суток жили в барокамере, дышали смесью кислорода и гелия.

В этот раз в акватории Морского терминала КТК глубина работы водолазов не превышала 40 м, однако участники операции столкнулись с большим количеством объективных сложностей. Во-первых, это соседство с работающим выносным причальным устройством, на котором продолжает осуществляться погрузка танкеров. Во-вторых, волнение моря, постоянно меняющийся ветер, а также сильные течения, меняющие свою силу и направление в разных слоях морской среды. Поэтому еще до начала операции для точного позиционирования судна «Коммандер» на ВПУ, танке плавучести (ТП) и морском дне были установлены специальные датчики-транспондеры, что позволяло всем руководителям работ уверенно ориентироваться в цифровом пространстве.



— Сложных факторов действительно много, — перечисляет водолазный специалист Андрей Новожилов. — Это и глубина, требующая внимания к воздействию азотного наркоза, и быстрая смена течений, доходящих до двух узлов, что влияет на всю технологию работ, и высота волны, доходящая в мунпуле до 2 м.

В таких условиях даже три троса не способны надежно удерживать беседку с водолазом, и его приходилось поднимать на поверхность за 5 минут с последующей декомпрессией в барокамере. А если бы «Коммандер» не был оборудован такой сквозной шахтой-мунпулом в корпусе и погружения водолазов велись с борта судна, то вопрос о приостановке работ встал бы уже при волнении в акватории, равном 0,75–1 м.

Спускающийся под воду водолаз имеет связь с судном при помощи трех разноцветных кабелей. Синий его обеспечивает дыхательной смесью. Желтый подключен к имеющемуся у водолаза пневматическому глубинометру — за этими показателями пристально следят на судне. По красному на дайв-контроль приходит изображение с камеры на шлеме.

С этой камеры коллеги в режиме онлайн на своих мониторах видели то же, что и сам водолаз: руки подводника заводили стропы и тали или, используя кассетный гидравлический инструмент и ударные гайковерты, раскручивали болты крепления. Это у них называется «отдавать болты».

А как получить общую картину всей зоны проведения работ, да еще в нужном в данную минуту ракурсе? Для этой задачи постоянным спутником водолазов служил телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА). Машина чувствует себя как рыба в воде на глубинах до 3 тыс. м, имеет камеру, осветительные приборы, гидролокатор, манипулятор и другое оборудование. Управление и электроснабжение обеспечивалось по кабелю.

— Перед началом работ ТНПА выполнил подводное обследование, что позволило сделать вывод о том, какие участки и этапы операции потребуют особого внимания, — говорит супервайзер ТНПА ФГБУ «Морспасслужба» Максим Пустовойтов. — Далее аппарат оставался верным помощником водолазов, например во время прошлого спуска он своим манипулятором передавал человеку стропы. Важно и то, что ТНПА освещает путь водолазу на его пути от «беседки» до места работы. Операция ведь идет круглосуточно, и только днем дайвер может рассчитывать на 30-метровую видимость в воде.



Так, действуя в две смены на глубине 35–40 м, 28 октября водолазы подсоединили прежний танк плавучести ВПУ к системе якорей и так называемые подводные парашюты к подводным шлангам. Слаженная работа подрядчиков и экипажа судна «Коммандер» позволила перейти к этапу подъема изношенного танка плавучести и монтажа нового.

Особая сложность в организации работ заключалась в том, что операция требовала около двух суток непрерывного процесса и имела ограничение по погодным условиям — высота волны не выше 1,5 м в условиях осенне-зимнего периода года.

По результатам оперативного совещания на борту судна (в котором приняли участие генеральный директор КТК Николай Горбань и представители руководства подрядчиков, занятых в операции), а также всесторонней оценки рисков было принято решение о продолжении работ в рамках установленной этапности единого цикла.



К вечеру 28 октября 2022 года водолазы сняли с двух фланцевых креплений в общей сложности 48 болтов, подготовив прежний танк плавучести к подъему на судно.

29 октября 2022 года с привлечением многофункционального судна «Коммандер» с глубины 40 м был произведен подъем танка плавучести ВПУ-1. Подъем произведен с использованием 140-тонного крана, установленного на судне «Коммандер». Танк плавучести был поднят на поверхность и установлен на корме судна «Коммандер» на специализированную конструкцию — ложемент, изготовленный специально для данного типа работ.



После выполненных работ по отсоединению морских подводных шлангов от изношенного ТП новый танк плавучести был установлен на ложемент взамен прежнего ТП и были выполнены работы по соединению морских подводных шлангов.

В ночь с 29 на 30 октября 2022 года новый танк плавучести был спущен на воду и через установленный такелаж на бетонных якорях погружен на заданную глубину для последующего сведения фланцев. Начался этап позиционирования нового танка плавучести на глубине и сведение фланцевых соединений.

11 ноября 2022 года в полном объеме завершились работы по замене танка плавучести на выносном причальном устройстве — ВПУ-1. Успешно выполненные гидростатические испытания позволили ввести оборудование в эксплуатацию и осуществить погрузку нефти на первый танкер — Minerva Sophia.

Как отметил генеральный директор КТК Николай Горбань, все инженерные расчеты, изготовление, установка вспомогательного и основного оборудования, высокотехнологичные операции по демонтажу, монтажу и позиционированию танка плавучести на глубине выполнены исключительно российскими специалистами — КТК и подрядной организации ООО «Альянс» с использованием как российского программного обеспечения, так и оборудования, изготовленного в РФ: ложемента, такелажа и якорей.

Работа по замене танка плавучести на ВПУ-2 к моменту сдачи номера в печать была успешно завершена. Таким образом все три выносных причальных устройства Морского терминала КТК обеспечивают перевалку нефти в штатном режиме.


Проголосовало: 4

Еще по теме:

На Морском терминале КТК подготовлено к вводу в эксплуатацию ВПУ-2 В фокусе
На Морском терминале КТК подготовлено к вводу в эксплуатацию ВПУ-2
29 ноября 2022 года в полном объеме завершены работы по замене танка плавучести (ТП) на выносном причальном устройстве – ВПУ-2. Успешно выполнены гидростатические испытания. ВПУ готово к перевалке нефти на танкеры
Узнать больше
О временном выводе из эксплуатации ВПУ-1 и ВПУ-2 В фокусе
О временном выводе из эксплуатации ВПУ-1 и ВПУ-2
В составе объектов Морского терминала Каспийского Трубопроводного Консорциума с 2002 года находятся в эксплуатации два выносных причальных устройства ВПУ-1 и ВПУ-2, а с 2013 года ВПУ-3
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.