Производство, терминология, безопасность

Начало начал

В декабрьском номере «Панорамы КТК» - репортаж Павла Кретова с НПС «Тенгиз»

Расположенная в степях Казахстана на нулевом километре трубопроводной системы КТК НПС «Тенгиз» - не только стартовая площадка, но и визитная карточка всего Консорциума

Нефтедобытчики, сдающие углеводородное сырье на станцию «Тенгиз», именно здесь получают представление о масштабах международного проекта, его технической оснащенности, профессионализме коллектива.

— Мы все здесь чувствуем особую ответственность, — говорит начальник НПС «Тенгиз» Ондасын Шакан. — По качеству работы — людей и технических систем — наши партнеры судят о работе нефтепровода в целом. Мы тесно взаимодействуем с оперативным персоналом грузоотправителей, координируем с ними режимы приема сырья.

За время завершенного в 2018 году Проекта расширения станция двукратно увеличила пропускную способность. Здесь были построены новая магистральная насосная, узел запуска очистных устройств и другие объекты.

— Компания «Тенгизшевройл» наращивает добычу, — продолжает Ондасын. — С одним заводом подготовки нефти объемы составляли до 13 млн тонн в год, после строительства завода второго поколения ТШО вышло на уровень сначала 25, а потом и 29 млн тонн. Строящийся сейчас завод третьего поколения позволит добывать до 40 млн тонн нефти ежегодно.


Ондасын Шакан


Сегодня, отвечая потребностям нефтяников, головная НПС Консорциума продолжает динамично наращивать свой транспортный потенциал. В ходе реализации Программы устранения узких мест (ПУУМ) в октябре 2021 года на «Тенгизе» был введен в строй узел регулирования давления. Также было осуществлено техническое перевооружение системы измерений количества и показателей качества нефти. В ноябре планируется ввод новой подпорной насосной взамен старой, где также будут работать четыре агрегата, но более мощные. Вместе с насосной начнет работу площадка частотно-регулируемых преобразователей.

Ведущий инженер по реализации проектов АО «КТК-К» Асхат Хамзин показывает корреспондентам «Панорамы КТК» масштабную стройплощадку, где работают порядка трехсот сотрудников подрядных организаций. Рабочие готовят котлован под насосную станцию, прокладывают инженерные коммуникации и технологические трубопроводы к новой группе резервуаров. Два РВС-20000, пока еще без корпоративной раскраски, живописно доминируют над общим полем деятельности. Выше только мачты с прожекторами и молниеприемниками, они тянутся вверх, достигая 65 м в высоту.

— Наличие множества действующих коммуникаций на территории станции требует шурфовки грунта, без которой нельзя переходить к механическому способу выработки котлована, — Асхат Хамзин кивает на экскаватор, замерший в режиме ожидания. — Кроме того, мы защищаем от воздействия искр расположенные на эстакадах кабели и маскируем датчики огня на период проведения огневых работ.


Асхат Хамзин


Все эти операции выполняются подрядчиками по реализации ПУУМ в тесном взаимодействии с оперативным персоналом НПС «Тенгиз» — с предварительной оценкой всех рисков и обязательным оформлением нарядов-допусков.

Постоянно присутствующая на объекте группа ПУУМ состоит из шести специалистов по всем направлениям: координатор по нарядам-допускам, инженер-технолог, инженеры по охране труда и промышленной безопасности, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электрике, общестроительным работам. Строительство курируют представители авторского и технического надзора.



Асхат Хамзин имеет большой опыт реализации проектов на объектах Восточного региона КТК. С 2010 года он участвовал в прокладке нового участка линейной части нефтепровода, строил НПС «Исатай» и «Курмангазы».

— Сложности при строительстве были, но в основном климатические, — вспоминает Асхат. — Летом жара выше 50 градусов, зимой обильные снегопады. В межсезонье котлованы заливало дождями — приходилось откачивать.

Пройдет совсем немного времени, и новые объекты, созданные в рамках реализации ПУУМ, появятся на мониторах диспетчеров Главного центра управления. Программа устранения узких мест выполняется в соответствии с графиком, и здесь, на «Тенгизе», видно, что, как и в России, и в Казахстане она также вышла на финишную прямую.


Проголосовало: 1

Еще по теме:

На финишной прямой КТК в регионах
На финишной прямой
О ходе работ в рамках ПУУМ на НПС-2 – в репортаже из сентябрьского номера «Панорамы КТК»
Узнать больше
Важный КТК в регионах
Важный "кирпичик"
О реализации Программы устранения узких мест на НПС «Комсомольская» - в репортаже Павла Кретова, опубликованном в сентябрьском номере «Панорамы КТК»
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.